НЭО разработал общую концепцию обращения с мусором для Петербурга и Ленобласти

Город и Ленинградская область пытаются максимально скоординировать свои планы работы с отходами. И обязательно скоординируют. Хотя бы потому, что оба региона выступили соучредителями «Невского экологического оператора» (НЭО), который уже почти два месяца отвечает в городе за всю работу с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Власти области и города поручили оператору разработать общую концепцию обращения с мусором. Концепция уже готова и презентована. Документ глобальный, переполненный графиками и таблицами, в огромной своей части посвященный целевым показателям, которые будут достигнуты когда‑нибудь в далеком будущем. Но, несмотря на явно теоретический характер документа, в нем немало любопытного и для понимания сегодняшнего момента «мусорной» жизни Петербурга и Ленинградской области.

НЭО разработал общую концепцию обращения с мусором для Петербурга и Ленобласти | В Ленинградской области расположены 25 мусорных полигонов. Из них 7 находятся недалеко от Петербурга. / Фото Сергея КОНЬКОВА\ТАСС

В Ленинградской области расположены 25 мусорных полигонов. Из них 7 находятся недалеко от Петербурга. / Фото Сергея КОНЬКОВА\ТАСС

Взвешивать или измерять?

Только недавно город худо-бедно привел единицы измерения норматива накопления отходов в соответствие с областными. До недавнего времени измеряли в кубометрах на человека. Теперь — в кубометрах на квадратный метр жилья, или килограммах на квадратный метр. Сами нормативы в наших субъектах Федерации различаются, но теперь их хотя бы сравнить можно.

Норматив в Петербурге в многоквартирных домах — 0,0792 кубометра мусора на квадратный метр жилья в год (14,7096 килограмма на квадратный метр). В частных домах города — 3,960 кубометра в год на домовладение (969,864 килограмма в год).

В области в многоквартирных домах — 0,0818 куба на квадратный метр в год (13,118 килограмма на квадратный метр). Для частных домов — по 1,533 куба на каждого человека в год, или по 240,097 килограмма — тоже на человека.

Как видно, при расчете специалисты двух субъектов Федерации даже исходили из разной плотности мусора. Петербургский кубометр тяжелее областного.

Также разнятся нормативы накопления мусора в школах и кафе, больницах и офисах… Как говорится, ничего общего. В областной версии каждый ученик мусорит больше, чем в Петербурге. А вот посетители кафе — наоборот: в области, как считается, от них меньше грязи…

Но даже на этом неровном фоне видно, насколько областной норматив для автомоек и АЗС выше петербургского. Впрочем, он возвышается вообще над всеми нормативами окрестных регионов: 2241,83 килограмма на машино-место в год. Как утверждает концепция, частично это связано с тем, что автомобилисты, которые возвращаются с дач, оставляют на автозаправках заранее прихваченные с собой мешки мусора.

В городе, как нетрудно догадаться, больше мест накопления отходов (разумеется, официально зарегистрированных) — 8155. В области — 6342.

Отрасль в состоянии тайм-аута

В концепции «Невского экологического оператора» отмечено, что город сильно отстал в продвижении новой политики, касающейся ТКО. В области единый мусорный оператор приступил к работе в 2019 году — АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области». В ноябре 2020 года компания уже начала — в некоторых районах в виде эксперимента — раздельный сбор.

Город же стартовал только сейчас. Хотя мусорную реформу городские власти начинали еще в 2016 году. Тогда одними из первых в стране в Петербурге разработали территориальную схему обращения с отходами, выбрали по конкурсу регионального оператора… Но тут нашла коса на камень. Конкуренты опротестовали результаты конкурса и выиграли. Все отменили, а город вынужден был взять тайм-аут.

При этом тайм-аут взяло и развитие отрасли нашего субъекта Федерации в целом: город забросил свои давние планы, которые, строго говоря, не были никак увязаны с реализацией новой политики и началом работы регионального оператора.

Так, еще в 2015 году власти признали, что мощности Завода МПБО-2, основного и самого крупного предприятия города по обработке и обезвреживанию коммунальных отходов, требуют модернизации. Однако, как отмечено в тексте концепции, «неудовлетворительная хозяйственная деятельность со стороны руководства предприятия привела к его остановке в 2021 году. Планы по модернизации не были реализованы».

В концепции четко сформулирована еще одна проблема — она же беда: до сих пор невозможно точно сказать, сколько отходов произведено/вывезено. Как отмечают специалисты НЭО, отчеты транспортировщиков зачастую завышены, а отчеты предприятий и организаций, «производящих» мусор, явно занижены. Кроме того, у оператора есть подозрения, что в мусорном бизнесе процветает двойная бухгалтерия. Это касается как транспортных организаций, так и полигонов ТКО.

К тому же данные о плотности массы отходов, которые были получены после долгих наблюдений и замеров, не совпадают с официальными цифрами госстатистики. Можно ли в таком случае корректно использовать кубометр как единицу измерения? Ведь в этом кубометре может быть несколько десятков не смятых пластиковых баллонов из-под воды. То есть… воздух.

«Фактически приходится признать, — отмечено в концепции, — что достоверные данные о количестве образующихся отходов отсутствуют».

Правила на экспорт

Несмотря на разницу в подходах и срывы планов в Петербурге, связи с областью все равно развиваются. Сами собой — как говорится, по естественным причинам, в силу того, что мусорные перевозчики — «Автопарк № 1 «Спецтранс», «Автопарк № 6 «Спецтранс», «Петро-Васт», «Мехуборка», «ЭкоЛенд», «Экоплант», «Спецтранс 47» — работают одновременно в двух субъектах, много раз в день пересекая их границы, курсируя по регионам с разными правилами.

Управляющие компании заключают с ними договоры на вывоз мусора. При этом, по условиям Петербурга, транспортники могут самостоятельно формировать систему вывоза, как им удобнее и экономичнее. Могут сразу отправлять мусоровозы на заводы по переработке, могут — на пункты сортировки и перегрузки. Все такие пункты в Петербурге сосчитаны и переписаны. Сейчас их 11.

А при работе на территории Ленинградской области транспортная компания обязана согласовывать свои маршруты с региональным оператором, который определяет конечный пункт перевозки — в соответствии с территориальной схемой.

Как‑то само собой выходит, что областные правила «вползают» в Петербург. Естественным, а не административным способом.

Аналогичный процесс, очевидно, можно будет наблюдать, когда начнут появляться новые полигоны, которые, разумеется, будут обслуживать сразу два региона. Сейчас природоохранное законодательство вообще не позволяет Петербургу размещать полигоны ТКО на своей территории. Так что иной дороги, кроме как в область, у городского мусора нет и не будет.

Невнятные проценты

Совместными усилиями оба региона уже загрузили все областные полигоны ТКО практически под завязку. Сейчас НЭО утверждает, что модернизация существующих и строительство новых полигонов должны произойти не позднее конца 2023 года. Иначе — коллапс.

Между тем потенциал существующих полигонов доподлинно неизвестен. Региональный оператор заявляет, что мощности многих объектов обработки/утилизации не подтверждены документами. Ряд компаний, содержащих полигоны или пункты сортировки, как выяснили в НЭО, не имеет лицензий на работу с отходами IV класса опасности, кому‑то разрешено иметь дело лишь с ограниченным перечнем отходов. А в реальности туда везут все, что загрузили в кузов, без особого учета отходов по классам опасности.

Если верить программным показателям минувшего года, на обработку отправлено 788,5 тысячи тонн ТКО, что составляет всего 33 % от общей массы коммунального мусора, образовавшегося в городе. Ну а все остальное — 67 % — едет напрямую на полигоны Ленинградской области.

Считается, что суммарная мощность объектов обработки/утилизации ТКО в Петербурге и Ленинградской области составляет как минимум 2 139 тысяч тонн в год. Однако в радиусе 40 километров от Петербурга, по официальным документам, можно разместить или переработать немногим больше 700 тысяч тонн в год. Таким образом, теоретические и практические данные «не бьются».

Одна из первых задач, которую НЭО определил для себя: навести порядок в информационной базе лицензированных объектов обработки мусора, перевозчиков и переработчиков. И оценить реальную мощность отрасли обоих регионов.

ТКО-миграция

Сезонные перемещения городского населения из квартир на дачи  еще теснее связывают город и область. И с позиции обращения с отходами — в большой степени. Летом в Ленинградской области резко возрастает объем мусора. Но при этом для самого Петербурга сезонная неравномерность из‑за притока туристов практически незаметна.

В результате для городских дачников складывается, как сказано в концепции, «двойная система оплаты услуг по вывозу ТКО. В Петербурге они оплачивают данную услугу в составе платы за квартиру, а в Ленинградской области они должны заключить договор с региональным оператором».

Реакция на такую «несправедливость» предсказуема. Дачники, проводящие время не в СНТ, где правление все равно заставит их платить «за помойку», а в частных домах в деревнях и поселках, вообще не заключают договоры с областным региональным оператором. Либо утилизуют свои отходы на участке, либо увозят домой в город, либо скидывают куда придется, по дороге.

Каким образом устранить «несправедливость» при переходе на расчеты мусорного платежа «с квадратного метра»? Пока ответа нет.

Обойдемся без биогаза?

Как отметили в НЭО, концепция не создана для ответов. Это, как говорится, информация к размышлению, демонстрация того факта, что вопрос известен и подлежит осмыслению.

Между тем ряд рекомендаций в ней все же содержится. Правда, почти все они — даже не рекомендации, а оценка реализованных уже идей.

Концепция приветствует дальнейшее развитие системы сбора опасных отходов при помощи экобоксов, экотерминалов и экомобилей.

Поддержаны ею и нынешние методы вывоза бытового мусора из тесного исторического центра, принятые несколько лет назад: наполненные контейнеры вручную выкатывают из дворов к определенному времени, когда по улице по графику проедет мусоровоз.

Признаны позитивными усилия частных переработчиков, управляющих компаний и общественных организаций, мало-помалу развивающих раздельный сбор отходов. При этом, правда, в концепции много места уделено описанию промышленных технологий разделения мусорной массы на фракции. И даже — методам «вскрытия» и опустошения пакетов с отходами.

Есть один категорически отрицательный ответ. Концепция не приветствует идею производства биогаза из отходов. Подчеркивается, что в условиях доступности и дешевизны природного газа заниматься развитием добычи биологического экономически невыгодно, а следовательно, нецелесообразно. То же в большой степени относится и к производству RDF (топлива из мусора). Авторы концепции сочли его использование в качестве дополнительного топлива для электростанций недостаточно эффективным: в том числе и с точки зрения охраны окружающей среды. Признано, что наиболее безопасно применять RDF можно, как и в Европе, при производстве цемента. Но готова ли промышленность покупать RDF, концепция не анализирует.

Сжигать можно с пользой

Почему‑то именно эта технология избавления мира от произведенного им мусора вызывает наибольший интерес, не сравнимый с интересом к мусорным терриконам. Как будто полигоны предпочтительнее с точки зрения экологии.

В концепции технологиям сжигания тоже уделено большое место, проанализирован, кажется, весь опыт, накопленный за рубежом, отмечено, что в Европе к 2017 году работали 492 мусоросжигательных завода общей мощностью 96 миллионов тонн в год. И сделан вывод, что единственной технологией «термической утилизации», которая имеет перспективы для региона, может быть сжигание мусора «на подвижной колосниковой решетке в топках, соединенных с паровым котлом». Сжигание должно приносить пользу: вырабатывать пар или электроэнергию. При этом, как говорится в концепции, необходимо подавлять образование оксидов азота и обеспечивать трехступенчатую газо­очистку выбросов.

И — две сопровождающие рекомендации: производительность завода должна быть не менее 450 тысяч тонн в год; предварительно из сжигаемой массы следует извлечь не менее 15 % вторичного сырья и максимум компостируемых фракций (пищевых отходов).

Почем нынче реформа?

Ответов на вопросы «что?», «где?» и «когда?» в концепции нет. Зато примерно рассчитано, сколько будет стоить реализация изложенных в ней идей. Строительство объектов переработки необходимой мощности — 21,4 миллиарда рублей без НДС.

Стоимость комплексной переработки (включающей сортировку, обезвреживание и размещение остатков) — 59,4 миллиарда рублей без НДС.

Авторы концепции должны были также назвать стоимость транспортировки отходов. Но не стали этого делать, подчеркнув, что расходы, безусловно, увеличатся. Но для точного ответа на сколько, «необходимо произвести сложное логистическое моделирование с проработкой всех маршрутов мусоровозов через все контейнерные площадки Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Между тем граждане и специалисты, которые успели ознакомиться с многостраничной концепцией, забросали НЭО вопросами и комментариями. Пожалуй, основное, чего хотят авторы отзывов, это ясного понимания: где и что будут строить, когда, учтут ли мнение граждан, как согласуются планы с природоохранным законодательством, почему концепция ничего не говорит о сокращении производства мусора… и так далее.

Ответ пока один: концепция не является нормативным документом или проектом такового, она не нацелена на осмысление конкретных проектов и объектов. Ее цели — обобщение и анализ существующих данных. А данные, похоже, говорят, что далеко не всем из них… стоит верить.


#НЭО #Ленобласть

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7121) от 03.03.2022 под заголовком «Общий мусор».


Комментарии