Нефтяная пандемия. Почему сорвалось соглашение ОПЕК+

Главной причиной обрушения нефтяного рынка стал неожиданный распад альянса ОПЕК+. Этот очевидный факт признают все экономические аналитики. Нынче из создавшейся ситуации Россия, Саудовская Аравия и США пытаются найти выход, но сделать это чрезвычайно сложно. Слишком уж разные у них интересы.

Нефтяная пандемия. Почему сорвалось соглашение ОПЕК+ | Иллюстрация  Thaiview/shutterstock.com

Иллюстрация Thaiview/shutterstock.com

Напомним, что еще в 2016 году страны ОПЕК и 11 государств вне картеля, включая Россию, договорились о синхронном ограничении добычи нефти. Выполнение условий договора должно было позволить восстановить баланс спроса и предложения, чтобы удержать цены на нефть от значительных колебаний. Участники соглашения неоднократно продлевали срок действия сделки и увеличивали объемы сокращения производства. В последний раз такое решение было принято в декабре прошлого года. Стороны договорились снизить нефтедобычу в период с 1 января по 31 марта 2020-го на 1,7 млн баррелей в сутки относительно уровня октября 2018-го. Сильнее всего добычу сырья должны были сократить Россия и Саудовская Аравия - ежесуточно на 300 тысяч и 482 тысячи баррелей, соответственно.

Впрочем, с начала нынешнего года потребление энергосырья в мире начало резко падать на фоне распространения коронавируса, и нефть стала постепенно дешеветь. Как ожидалось, участники альянса ОПЕК+ должны были дополнительно уменьшить добычу и тем самым стабилизировать ситуацию на рынке. Между тем 6 марта по итогам заседания стороны не достигли консенсуса и решили полностью отказаться от всех взятых ранее обязательств.

Примечательно, что накануне итоговой встречи министры стран ОПЕК рекомендовали сократить объем добычи еще на 1,5 млн баррелей в сутки в рамках сделки ОПЕК+. Однако очередное снижение производства уже было невыгодным для России. Как заявлял пресс-секретарь компании «Роснефть» Михаил Леонтьев, в результате выполнения условий сделки Москва теряла долю на глобальном энергорынке: «С точки зрения интересов России эта сделка просто лишена смысла. Мы, уступая собственные рынки, убираем с них дешевую арабскую и российскую нефть, чтобы расчистить место для дорогой сланцевой американской и обеспечить эффективность ее добычи».

Тем не менее российская сторона на переговорах не призывала полностью отказываться от сделки, а предложила продолжить сотрудничество в рамках уже действовавших договоренностей. Об этом 9 марта сообщил глава Минэнерго России Александр Новак на правительственном совещании по экономическим вопросам. «Российская сторона предлагала продлить соглашение на действующих условиях как минимум до конца второго квартала, чтобы лучше понять ситуацию с влиянием коронавируса на мировую экономику и спрос на нефть. Несмотря на это, ОПЕК было принято решение о наращивании добычи нефти и борьбе за долю рынка.

9 марта стало известно о планах Саудовской Аравии увеличить производство сырья в апреле до 10 млн баррелей в сутки, а в случае необходимости - до 12 миллионов. Более того, Эр-Рияд объявил о рекордных за 20 лет скидках на нефть для всех своих клиентов. Цена нефти упала ниже 30 долларов за баррель. Мир оказался на пороге нефтяной войны.

Снижение цен также стало большим ударом для американских компаний по добыче сланцевой нефти. Ее добыча рентабельна, если имеет себестоимость около 45 долларов за «бочку». Нынешняя же цена неизбежно приведет к банкротству большинства фирм, занимающихся сланцевой нефтью в США. Не случайно в ситуацию вмешался американский президент, который заявил, что готов будет ввести высокие пошлины на импортируемую нефть в случае, если Россия и Саудовская Аравия не договорятся о снижении нефтедобычи для стабилизации мировых цен.

По мнению экспертов, Саудовская Аравия манипулирует ценами и сбытом сырой нефти. Так, например, считает сербский специалист в области энергетики Елица Путникович. «Сейчас Москва сталкивается с той же политикой, которую Эр-Рияд вел последние десять лет. Напомню, Саудовская Аравия и США заключили сделку в попытке с помощью цены на сырую нефть остановить экономический рост России - нефть тогда подешевела

почти до 30 долларов за баррель. Потом Саудовская Аравия увидела, что ей не на руку, чтобы страна, которая является ее конкурентом на глобальном рынке сырой нефти, составляла ей слишком большую конкуренцию, - начался переговорный процесс между странами - членами ОПЕК», - полагает эксперт.

Путникович напомнила, что еще в прошлом году Саудовская Аравия утверждала, что стремится к цене 80 долларов за баррель. Сейчас же Эр-Рияд, наоборот, начал удешевлять нефть. «Очевидно, что речь идет о некоем маневре, о политической, а не экономической истории. Очевидно также, что удешевление нефти связано со снижением спроса, вызванным коронавирусом, и все это Саудовская Аравия использует для оправдания манипуляций с ценами и сбытом сырой нефти», - заключает аналитик.

О возможных сценариях развития ситуации размышляет Виталий Ермаков, заведующий Центром изучения энергетической политики НИУ ВШЭ: «В течение следующих нескольких месяцев мы будем в режиме «живого эксперимента» наблюдать за очередной проверкой американской «сланцевой» индустрии на прочность. Если реализуется сценарий достаточно быстрого и масштабного (до 2 млн баррелей в сутки) сокращения добычи нефти в США, а пандемия коронавируса к лету пойдет на спад, цены до конца года могут вернуться к уровням 50 - 60 долларов за «бочку» на волне восстановительного роста мировой экономики. Российские экспортеры нефти смогут отстоять большую часть своей доли рынка, а российское правительство - выполнить бюджетные обязательства благодаря девальвации рубля и использованию средств ФНБ.

Если, однако, борьба с коронавирусом затянется, а «блицкриг» саудитов на нефтяном рынке не удастся, противостояние между производителями может перейти в фазу «траншейной войны». В таком случае нефтяные цены надолго задержатся на уровне около 30 долларов за бочку, а потери для всех сторон могут стать очень значительными».

Достаточно оптимистично смотрит на возможность излечиться от «нефтяной пандемии» уже на открывающемся сегодня расширенном заседании ОПЕК+, в котором примут участие также представители США, Великобритании, Канады, Бразилии и Норвегии, директор по научной работе международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов. «Думаю, договоренность будет достигнута. В противном случае все стороны теряют слишком много. Они могут храбриться, демонстрировать, что готовы и дальше, так сказать, держать паузу, что им ничего не страшно. Но это, конечно, поза. Однако вся эта торговля - кто на что готов пойти, на какой объем сокращений - может затянуться. Принципиально важный вопрос здесь - позиция Америки. И Путин, и Новак говорили, что Соединенные Штаты тоже должны в этом участвовать, тоже должны пойти на сокращение добычи. Но американская часть этой коллизии более сложная. Нефтяной бизнес в США устроен иначе, чем в Саудовской Аравии и России. У президента Трампа нет возможности давать указания нефтяным компаниям. Есть интересы США в целом, и есть интересы отдельных компаний, и они далеко не во всем совпадают. Некоторые из американских компаний, особенно те, которые не занимаются сланцами, в открытую заявляют, что следовало бы положиться на рыночные механизмы и не заключать никаких договоренностей», - констатирует эксперт.

#нефть #цены #ОПЕК

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (6657) от 09.04.2020 под заголовком «Нефтяная пандемия».


Комментарии