Нефтехимикам добавят мощностей. Петербургские агрегаты на службе в Татарстане

По данным Минэнерго РФ, в 2017 году производство бензина в России составило 39,2 млн тонн, дизельного топлива - 76,8 млн тонн, мазута - 51,2 млн тонн. Согласно перспективным планам, в 2019 году производство бензина в стране вырастет до 43,14 млн тонн, дизтоплива - до 80,38 млн тонн, а производство мазута сократится до 43 млн тонн. Важный вклад в развитие отрасли вносят петербургские предприятия, создающие уникальное оборудование для нефтеперерабатывающей промышленности. Еще несколько лет назад подобная техника присутствовала на рынке только в исполнении зарубежных компаний. Чтобы увидеть петербургские агрегаты в действии, корреспондент «СПб ведомостей» отправилась в Татарстан, где в Нижнекамске завершается вторая очередь строительства современного нефтеперерабатывающего комплекса, аналогов которому в России пока нет.

Нефтехимикам добавят мощностей. Петербургские агрегаты на службе в Татарстане | Татарстан - многолетний деловой партнер Петербурга. Наши специалисты помогали строить казанский метрополитен, а теперь машиностроители северной столицы модернизируют предприятия нефтехимии и энергетики. ФОТО АВТОРА

Татарстан - многолетний деловой партнер Петербурга. Наши специалисты помогали строить казанский метрополитен, а теперь машиностроители северной столицы модернизируют предприятия нефтехимии и энергетики. ФОТО АВТОРА

Давление нефти

Перед началом экскурсии на нефтеперерабатывающий комплекс «Танеко» (проект компании «Татнефть») я представляла, что увижу огромные цехи, где нефть эффектно переливают из одного огромного резервуара в другой. Однако на заводе я не увидела льющееся через край «черное золото» и даже не почувствовала специфический запах нефтепродуктов.

Сам завод, на котором нефть превращается в высококачественное топливо, кажется огромным клубком из многочисленных труб, металлических конструкций, агрегатов и резервуаров различных геометрических форм. А венчают весь этот индустриально-футуристический пейзаж факельные коллекторы, выпускающие языки бездымного пламени.

Как объяснили сотрудники завода, горящие факелы это неотъемлемая часть системы безопасности любого нефтеперерабатывающего производства. Дело в том, что большая часть оборудования здесь работает под высоким давлением. При изменении режимов работы установок в нештатных ситуациях, чтобы не допустить разрушения аппарата, нефтепродукты передаются на факел, где и сгорают. В обычном режиме на факеле горит только форсунка, как в бытовом водогрейном котле.

В штате предприятия более 3600 человек, однако людей в этой гигантской «нефтеперерабатывающей лаборатории» практически не видно: все производственные процессы максимально автоматизированы.

«Первая очередь строительства комплекса практически завершена и уже активно работает. Вторая очередь - в процессе строительства, - объясняет заместитель генерального директора по технической поддержке и качеству нефтеперерабатывающего предприятия Илшат Салахов. - Сегодня завод перерабатывает в год около 9 миллионов тонн нефти. Отгрузка топлива железнодорожным и автомобильным транспортом происходит каждый день, в три смены, без остановок. В перспективе, по завершении второй очереди строительства, на заводе будет обеспечена переработка 14 миллионов тонн нефти в год».

Сейчас «Танеко» занимает 7-е место по объему производства нефтепродуктов в России. При этом по глубине переработки и выходу светлой продукции, а также по степени загрузки мощностей среди российских нефтеперерабатывающих заводов это производство является лидером. К слову, подобные заводы есть в США. Поскольку они были построены до 2000-х, то по уровню современного оснащения уступают нижнекамскому заводу.

Счастливый билет

Трудно поверить, что всего 12 лет назад в окрестностях Нижнекамска была болотистая местность. Когда специалисты начинали работу над проектом, было принято решение, что оборудование для оснащения этого комплекса должно быть в основном отечественного производства. В реализации проекта были задействованы лучшие предприятия нашей страны, а ключевую роль в строительстве комплекса глубокой переработки сыграли петербургские Ижорские заводы, входящие в группу компаний ОМЗ.

В Петербурге впервые в России произошло знаковое событие - рождение сразу двух реакторов комбинированной установки гидрокрекинга, то есть для глубокой переработки нефтяных фракций, мазута, вакуумного газойля для получения дизельного и реактивного топлива, а также базовых масел.

«Контракт на поставку этих реакторов был заключен в августе 2007 года. Кроме ОМЗ в международном тендере на их изготовление принимали участие компании из Японии, Индии, Италии, Южной Кореи, - рассказал генеральный директор ПАО «Ижорские заводы» Юрий Гордиенков. - На тот момент технологиями изготовления такого сложного оборудования для нефтеперерабатывающего завода располагали только зарубежные компании. Однако ни одна из них не укладывалась в отводимые сроки, поэтому было принято решение поручить выполнение этого заказа ОМЗ».

Конструкторская и технологическая документация, разработанная специалистами Ижорских заводов, прошла согласование иностранных экспертов, в числе которых был лицензиар проекта - американская корпорация Chevron Lummus Global. Предприятие попало в список одобренных поставщиков подобного оборудования, а проект стал для завода входным билетом на рынок крупнотоннажного оборудования для нефтепереработки. Это необходимо для последующего масштабного технического перевооружения всей производственной базы.

«Проект был принципиально новым для нас, но с технической стороны мы были уверены на 100 процентов, - отметил Гордиенков. - Большую роль в этом сыграли компетенции, полученные предприятием за время производства оборудования для атомных энергетических установок. Архитектура изготовления нового оборудования в значительной степени была взята с технологии изготовления атомных реакторов».

Чем глубже, тем светлее

Два реактора гидрокрекинга были построены всего за три года. Учитывая масштабность работ, этот срок считается рекордным. Судите сами: диаметр каждого реактора превышал 5 м, их высота - 37 м, толщина стенок сосудов - почти 30 см. Ну а весил один такой агрегат более 1200 тонн. Доставляли это гигантское оборудование заказчику по воде, и для его отгрузки в поселке Усть-Славянка на Неве был построен грузовой причал.

Ввод в эксплуатацию установки гидрокрекинга на заводе в Нижнекамске позволил перерабатывать нефть с максимально глубокой очисткой. Что в свою очередь дало возможность получения светлых нефтепродуктов.

Если простыми словами, то получить из сырой нефти темные нефтепродукты (мазут, битум или гудрон) достаточно просто. А вот переработать нефть до такой степени, чтобы на выходе получались светлые нефтепродукты (высокооктановый бензин, арктическое дизельное топливо, авиационный керосин и базовые масла), возможно лишь при наличии сложного технологического оборудования.

«На сегодня мы производим только светлые нефтепродукты, - подтверждает Илшат Салахов. - Дизельное топливо «Евро-5», показатели качества которого соответствуют самым современным на сегодняшний день двигателям стандарта «Евро-6», авиационное топливо для гражданской и военной авиации, базовые масла второй и третьей групп отправляются в разные регионы страны. В числе активных заказчиков нашей готовой продукции - Петербург и Ленинградская область».

История с продолжением

Итак, в Нижнекамске процесс пошел, а что же Ижорские заводы? Сегодня предприятие на 50% загружено традиционным для него оборудованием для атомной отрасли, а остальные 50% - это продукция для нефте- и газоперерабатывающих заводов. За последние годы предприятию удалось реализовать более 40 подобных проектов для таких заказчиков, как Туапсинский, Куйбышевский, Сызранский, Новокуйбышевский, Московский, Омский НПЗ, Ангарская и Восточная нефтехимические компании и др.

«В этом году Ижорские заводы успешно сдали заказчикам оборудование для проекта «Сахалин-2» и для компрессорной станции «Славянская», - сообщил Юрий Гордиенков. - Мы продолжаем сотрудничество и с «Татнефтью». В следующем году для этого заказчика изготовим очередную партию оборудования для комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов».

Стоит отметить, что на отечественном рынке по этой тематике также работают компании в Ростовской и Волгоградской областях, однако продукция, изготовленная в Петербурге, держит марку лидера. Практика успешной эксплуатации этого оборудования доказала, что оно является достойным конкурентом импортных аналогов.

«Конкурентным преимуществом нефтеперерабатывающего оборудования, произведенного в России, по сравнению с зарубежными образцами, является фиксированная цена в рублях, реальные сроки, короткая логистика и экономия на таможне, - комментирует генеральный директор ПАО ОМЗ Дмитрий Воробьев. - Кроме того, размещая заказы у западных производителей, российский потребитель может попасть под санкции и не получить длинноцикловое оборудование, срок производства которого 1,5 - 2 года».

#завод #нефтепереработка #топливо

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (6321) от 14.11.2018 под заголовком «Нефтехимикам добавят мощностей».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен
28 Января 2019

Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен

Они построят шесть крупных рыбопромысловых судов, способных работать во льдах.

Индексация пенсий – с 1 января: примеры расчета
14 Января 2019

Индексация пенсий – с 1 января: примеры расчета

Если пенсионер хочет проверить, правильно ли ему увеличили сумму, не обсчитали ли, ему нужно размер своей пенсии умножить на 0,0705 (7,05%).

Кто прикрывал «черных лесорубов» в Ленобласти?
10 Января 2019

Кто прикрывал «черных лесорубов» в Ленобласти?

По версии следствия, на территории Ленобласти действовала преступная группа, специализировавшаяся на хищении и незаконном обороте древесины. Подробности расследования – в нашем материале.

Россия готовит подсолнечный удар
28 Ноября 2018

Россия готовит подсолнечный удар

Масличная отрасль России готова показать выдающиеся результаты. Но пока что этому очень мешает зависимость от импортных семян.

Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге
19 Ноября 2018

Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге

Глава программного офиса Совета Европы в России сообщил, что сотрудничество с Россией по части туризма успешно продолжается.

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей
19 Ноября 2018

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей

Какие именно сведения войдут в новую базу, еще предстоит определить. Сейчас в МВД разработали поправки в КоАП, устанавливающие ответственность для врачей за ложные или неполные сведения о здоровье вод...

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией
14 Ноября 2018

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией

По данным финской погранохраны, в этом году количество пересечений российско-финской границы окажется примерно таким же, как и в 2017-м году, составив около 7,2 млн.

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов
18 Октября 2018

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов

Где еще увидишь живой мост, музей одного романа и необыкновенный Царицынский источник?

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией
04 Октября 2018

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией

В Петербурге за «круглым столом» обсудили курс развития гастрономического туризма. Подробности – в нашем материале.

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка
12 Сентября 2018

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка

Как себя вела дикая птица? Мы узнали, что она не улетела на юг с сородичами, стала признавать хозяина и начала делать кое-что еще.

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»
04 Сентября 2018

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»

Мы узнали одного из основателей «Диссернета», зачем ловцы плагиаторов проверяют иностранные диссертации и насколько прилично вынуждать ученых ловить коллег за руку.

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей
21 Августа 2018

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей

В Ленобласти завершаются работы по реконструкции участка трассы «Скандинавия». Что происходит на новой магистрали? Подробности - в нашем материале.