Небесный бумеранг. Как реагирует на антироссийские ограничения мировой авиарынок
Японские авиалинии не летают в Европу и просят помощи у правительства, финские — отправляют в неоплачиваемый отпуск сотни пилотов и бортпроводников. Это лишь часть того, как реагирует на антироссийские ограничения мировой авиарынок.
ФОТО Pixabay
Эти ограничения были введены одновременно Евросоюзом, США и рядом других стран, когда они закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов. ЕС при этом ввел полный запрет на поставки в Россию новых лайнеров, а также на техобслуживание и страхование авиатехники в европейских компаниях. Также Европа потребовала разорвать действующие соглашения об аренде самолетов. Согласно предписанию, лизинговые организации ЕС должны будут отозвать свои воздушные суда из России до 28 марта. «Мы запрещаем продажу всех самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. Это приведет к деградации ключевого сектора российской экономики и возможностей страны в области сообщения», — заявляла глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. По ее словам, около 75 % российского коммерческого воздушного флота построено в Евросоюзе, США и Канаде. Согласно оценке британской аналитической компании Cirium, сегодня в России насчитывается 980 пассажирских лайнеров, из которых в лизинге находятся 777 воздушных судов. Из них 515 бортов российские авиаперевозчики арендуют именно у зарубежных компаний. Общая стоимость этой техники оценивается почти в $ 10 млрд.
В ответ на эти действия Россия закрыла свое воздушное пространство для европейских и американских самолетов, а на прошлой неделе Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) рекомендовало ряду российских авиаперевозчиков приостановить международные рейсы. Как поясняется в опубликованном 5 марта сообщении, речь идет о компаниях, арендующих зарегистрированные за рубежом самолеты. Таким перевозчикам рекомендуется с 6 марта прекратить выполнение рейсов в другие государства, а с 8 марта приостановить полеты из‑за границы в Россию. «Данная рекомендация вызвана высокой степенью риска задержания или ареста воздушных судов российских авиакомпаний за рубежом», — пояснили в Росавиации.
Тем временем западные санкции бумерангом ударили по западным же авиакомпаниям. Первой это почувствовала Air France: японский рейс авиакомпании по новому маршруту, в обход России, продлился 15 часов 30 минут — на два с лишним часа дольше, чем до того, как Евросоюз закрыл свое небо для российских авиакомпаний и получил симметричный ответ от Москвы. «Это топливо, это ресурс машины, зарплата летчикам, стюардессам. И не каждый самолет дотянет, надо где‑то садиться — это еще дополнительные расходы на взлет-посадку, на обслуживание самолета», — говорит заслуженный пилот России Юрий Сытник. Полетное время — деньги. И если пассажиры соглашаются на пару лишних часов в воздухе, то рынок такого не прощает. А по транссибирскому маршруту, то есть над Россией, европейские и американские компании возили не только людей, но и грузы. Генеральный директор Finnair Топи Маннер практически признал, что эти рейсы теперь просто не окупятся. «Обход российского воздушного пространства значительно удлиняет время полета в Азию. Большинство наших пассажирских и грузовых рейсов в Азию становится экономически шаткими и неконкурентоспособными», — отметил он. Finnair отправляет в неоплачиваемый отпуск две сотни пилотов и 450 бортпроводников: летать в обход России для нее экономически невыгодно. Если ситуация не изменится, перевозчик вынужден будет объявить о банкротстве. Два японских гиганта уже отменили рейсы в Европу и запросили помощи у своего правительства.
Не все так просто и с возвратом лизинговых самолетов. Так, сейчас российской технике нельзя летать в воздушном пространстве ЕС. Запрет не распространяется на возвращаемые европейским лизингодателям самолеты, однако вылет этих воздушных судов из России невозможен из‑за введенных Москвой контрсанкций. «Российская сторона также закрыла свое воздушное пространство для европейских самолетов. А это означает, что, как только лизинговый контракт будет расторгнут, самолет перестанет быть российским. Поэтому для него небо будет закрыто, вылететь из РФ он, вероятно, уже не сможет», — отметили в Ассоциации туроператоров России.
Как предположил в разговоре с RT аналитик содружества авиационных экспертов Aviation Explorer Владимир Карнозов, в текущих условиях для отзыва самолетов в Европу может быть организован специальный воздушный коридор. Однако в этом случае могут возникнуть трудности с возвратом малой авиации из‑за ограничений по скорости и дальности полетов, отметил эксперт. При этом даже в случае успешного отзыва всех самолетов из России европейским компаниям придется серьезно увеличить расходы на содержание возвращенной техники. Такое мнение высказал член общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков. «Лизинговым компаниям вряд ли удастся быстро реализовать все эти воздушные суда, учитывая снижение общего пассажиропотока на фоне последствий пандемии и последних ограничений по полетам. Поэтому в ближайшие год или два такой большой авиапарк никому не будет нужен, и руководству ЕС придется выделять субсидии на обслуживание этих бортов», — считает Янков.
Любопытно, что запрет на аренду самолетов российскими компаниями ввели только страны Европейского союза. В то же время США пока воздерживаются от подобных ограничений. По мнению Владимира Карнозова, такая политика Вашингтона может быть связана с угрозой ответных мер со стороны Москвы. «США более взвешенно подходят к санкциям, так как боятся встречных ограничений. Например, тот же Boeing сильно зависит от наших поставок титана, который широко используется в самолетостроении. Штаты хотят, чтобы мы пострадали в экономическом плане, но при этом пытаются не нанести серьезный ущерб своей промышленности и смежным отраслям. Это еще один элемент геополитической игры», — считает эксперт.
Похожую точку зрения в своем комментарии выразил председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. По его мнению, вводимые США и ЕС санкции в отношении России могут нанести серьезный ущерб именно Европе. «У американцев больше финансового запаса прочности и меньше торговых связей с Россией, чем у ЕС. Европа в данном случае оказывается самой проигравшей стороной», — считает Аксаков.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7126) от 11.03.2022 под заголовком «Небесный бумеранг».
Комментарии