«Небеса» возвращаются: архитекторы построят хранилище в духе древних традиций

Дизайн-проект фондохранилища Кенозерского национального парка, разработанный петербургскими архитекторами, признан победителем в номинации «Общественные сооружения» международного форума деревянного строительства «Дерево в архитектуре-2025». Депозитарий «Небесное Кенозерье» будет построен в стилистике деревянного зодчества Русского Севера. В нем будут храниться и экспонироваться «небеса» — куполообразные, расписанные на библейские сюжеты потолки деревянных храмов и часовен — и музейный фонд заповедной территории. Возведение объекта планируется в следующем году в рамках национального проекта «Экологическое благополучие».

«Небеса» возвращаются: архитекторы построят хранилище в духе древних традиций | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Кенозерский национальный парк, созданный в конце 1991 года, — заповедная территория на юго-западе Архангельской области. Во всем мире он известен не столько лесами и озерами, сколько уникальным соб­ранием памятников деревянного зодчества, и особенно коллекцией расписных «небес». Эти особые перекрытия потолков молельного зала в деревянных церквях и часовнях обычно имеют форму усеченной пирамиды. В ее центре — кольцо, от которого вниз расходятся трапециевидные деревянные грани, расписанные сюжетами на библейские темы. На доски наносили легкий грунт, писали маслом или темперой.

Своеобразная «мода» на такого рода украшения храмов получила распространение на Вологодчине, в Карелии и Архангельской губернии в XVIII – XIX веках. В коллекции «небес» Кенозерского национального парка, которая считается самой большой в России, 17 полных комплексов «небес» и пять — во фрагментах. «Когда в начале 1990‑х годов создавался парк, мы взяли под охрану все церкви и часовни, хотя статус национального парка не предполагает спасения памятников и музейные фонды, — рассказала главный хранитель музейных фондов Кенозерья Анна Анциферова. — Но мы хотели по возможности сохранить весь культурный ландшафт и уклад жизни северной деревни».

С 1989-го по 1994 год спасать «небеса» Кенозерья помогали студенты Ленинградского художест­венного училища имени Серова (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Рериха). Они первыми очистили и укрепили их красочный слой. В двухтысячных годах профессиональной реставрацией занялся Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Грабаря.

Сразу встал вопрос — куда помещать отреставрированные «небеса»? В наше время в большинстве деревень постоянно никто не живет, так что охранять музейные предметы некому, многие территории доступны только летом или зимой, в межсезонье до них не добраться. Тогда Кенозерский национальный парк выкупил большой склад в деревне Вершинино и приспособил его под хранение крупногабаритных предметов. Сейчас это музей «Рухлядный амбар» — хранилище ценных реликвий, в том числе подлинных расписных «небес».

«Это «небо» из часовни Казанской Божией Матери в деревне Мининой упало и стояло у стены, пока не переехало к нам, — показывает Анна Анциферова. — Сюда же привезли и «небеса» из самых крупных храмовых комплексов Кенозерья — Почозерского и Порженского. Это памятники федерального значения. В их родных деревнях теперь никто не живет. Поэтому оригиналы «небес» теперь в амбаре, в храмах — копии. В деревни, где живут люди, подлинные «небеса» стараемся возвращать». По мнению специалистов, хранение в амбаре не вредит экспонатам, микроклимат там такой же, как в деревянной церкви. Тем не менее фрагменты «небес» хранятся на полу — показать, как они выглядели изначально, невозможно. Но в скором времени собрание обретет новый дом — депозитарий «Небесное Кенозерье». Там «небеса» будут экспонироваться по‑другому: гости смогут смотреть на них снизу вверх, как и было в храмах и часовнях.

«Русский Север — это важная часть не только русской, но и моей культуры, я знаю эти места, людей, мне их судьба небезразлична, — делится руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн. — Когда ко мне обратилась первый директор Кенозерского парка Елена Шатковская с просьбой о создании депозитария, я сразу же откликнулся». Когда Елене Флегонтовне в 2019 году вручали в Кремле премию «за вклад в сохранение историко-природного и культурного наследия России», она обратила внимание на необходимость сохранения уникальных памятников Кенозерья. А в 2020 году появилось распоряжение президента РФ о строительстве депозитария «Небесное Кенозерье» и были выделены средства на разработку проекта.

Рядом с Вершинином, на границе между деревнями Горы и Шишкина, под депозитарий выделен участок площадью 2000 квадратных метров. Согласно проекту, там будет по­строен комплекс деревянных восьмигранных зданий разной величины, соединенных между собой. Основное освещение в каждом из помещений будет естественное через световые окна в потолке. «Понятно, что это не культовое сооружение, а некий его аналог, — говорит Никита Явейн. — Тем не менее каж­дое «небо» займет свое здание, свой зал, соразмерный той часовне или церкви, для которой оно было написано. Мы как бы воссоздаем тот мир, в котором оно существовало».

Из всех сохранившихся «небес» в часовни и церкви вернутся семь подлинников, остальные переедут в депозитарий. Кроме экспозиции в депозитарии будут оборудованы помещения для фондового хранения и реставрационные мастерские. «Наша главная задача — сохранить уникальное наследие, — говорит Анна Анциферова. — «Небеса» были написаны и продолжают жить на этой территории, они должны остаться дома. И мы делаем все возможное, чтобы и через двести, и через триста лет эту необыкновенную «небесную» коллекцию смог увидеть любой желающий».

Петербургские архитекторы помогают Кенозерскому национальному парку сохранять расписные «небеса» — уникальные памятники культуры Русского Севера.

Читайте также: 

Заповедник истории у канала: почему стоит посетить Дмитров?

В Шуваловском парке началась реставрация «каменной скамьи Блока»


#национальный парк #проект #дизайн

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7987) от 08.09.2025 под заголовком «Пусть всегда будет небо».


Комментарии