Как Эрдоган показал, что не хочет подчиняться США

То, что турецко-американские отношения находятся сегодня на низшей точке за последние несколько десятилетий, очевидный факт, не отрицаемый ни Вашингтоном, ни Анкарой. 

Как Эрдоган показал, что не хочет подчиняться США | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Правда, обе стороны возлагают вину за это друг на друга. Между союзниками по НАТО зреют очень серьезные конфликты, связанные как со стремлением Турции, не согласной более на роль «восточной жены», играть более значимую и независимую роль на Ближнем Востоке, так и с нежеланием США признавать за Анкарой право на ее собственные интересы, отличные от американских. Вот и конец июля прошел под знаком усиления пока словесного, но достаточно жесткого противостояния.

Сейчас уже подзабылась достаточно дружественная поездка Реджепа Эрдогана в Вашингтон осенью прошлого года, его встреча с президентом США и слова Дональда Трампа, произнесенные тогда же на полях 72-й сессии Генеральной ассамблеи ООН: «Он стал моим другом, он получает очень высокие оценки своего лидерства. Мы сейчас ближе, чем когда-либо».

Правда, за этими словами главы Белого дома фактически не последовало никаких конкретных дел по налаживанию отношений с Турцией, которые испортились после событий 2016 года, когда группа вооруженных мятежников попыталась свергнуть власть в Турции. Официальная Анкара обвинила в организации путча исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, проживающего в США, и потребовала его выдачи, однако Вашингтон на это ответил отказом. Тогда, выступая на пресс-конференции, Эрдоган заявил, что «США не могут считаться другом Турции, пока укрывают на своей территории главу заговорщиков».

Нынешняя фаза обострений отношений между Вашингтоном и Анкарой также связана с участником событий 2016 года. На этот раз американским пастором Эндрю Брансоном, которого турецкая Фемида обвиняет в причастности к путчу и который был недавно арестован в турецком городе Бурса. Дональд Трамп, ранее никогда не применявший против турецкого лидера свое «твиттерное оружие», в ответ на задержание пастора потребовал немедленно освободить его или быть готовым к карательным мерам со стороны США. Это вызвало бурю возмущения в Турции.

В ответ Реджеп Эрдоган прошелся по всем болевым точкам отношений с Вашингтоном. «С помощью санкций вы не можете заставить Турцию отступить. США не должны забывать, что они могут потерять такого сильного и искреннего партнера, как Турция, если не изменят свое отношение», - заявил турецкий лидер. «Как поменять отношение - это проблема Трампа, это не моя проблема», - добавил он, обвинив США в развязывании «психологической войны» против его страны.

Помимо дела пастора Брансона мощным раздражающим фактором в отношениях двух бывших крепких союзников остается тема планируемой покупки Анкарой российских зенитных комплексов С-400. На днях американский сенат внес поправку в военный бюджет США, которая ограничивает главу Пентагона в праве одобрять поставки Турции американских вооружений, включая истребители F-35.

Это было сделано, чтобы предотвратить покупку Анкарой российских ракетных комплексов. Сразу же турецкий президент в интервью местным СМИ дал понять, что Вашингтон напрасно надеется таким образом диктовать Турции свою волю. «Теперь они еще и начали нам угрожать. Если вы нам их не поставите, мы обратимся в Международный арбитражный суд», - пригрозил турецкий лидер, комментируя ситуацию вокруг одной из самых крупных оружейных сделок в истории турецко-американских отношений. И добавил, что Турция «может рассмотреть альтернативы F-35».

Следующим антиамериканским шагом турецкого президента стало его заявление о том, что, несмотря на союзнические отношения с США, Турция не присоединится к американским санкциям против Тегерана и не откажется от иранских энергоносителей. Ну и, наконец, вишенкой на торте антиамериканских высказываний и поступков, которые сделал Эрдоган в последние дни июля, стал его визит в Йоханнесбург на саммит БРИКС, на котором он не только критиковал существующий глобальный порядок, устроенный западным миром, но и высказал пожелание, чтобы Турция пополнила ряды пятерки стран - основателей объединения.

Оценки причин ухудшения турецко-американских отношений разнятся. Так, эксперт клуба «Валдай» Максим Сучков полагает, что США после распада СССР отводили Турции роль вожатого для тюркоязычных народов постсоветского пространства, полагая, что Анкара при этом останется проводником американских интересов в регионе. Затем, с началом «арабской весны», Вашингтон рассматривал Анкару гарантом стабильности и безопасности региона и моделью «светского ислама». При этом США недооценили значение трансформаций в самой Турции, ярко выраженного стремления властных элит к доминированию в странах бывшей Османской империи. Это и привело к взаимным разочарованиям и серьезной эрозии американо-турецких отношений.

А вот директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Владимир Аватков видит причину появления противоречий в том, что США в принципе выступают против полицентричного мира. «Турция становится все более самостоятельной и амбициозной страной. Американские политики со своей стороны просто не воспринимают полицентричный мир, исходя из того, что союзники должны находиться в подчиненном США положении. По сути, США сами подталкивают Турцию к развороту на Восток», - полагает Аватков.

Впрочем, как считает политолог Геворг Мирзаян, хотя столкновения и конфликты между США и Турцией, возможно, и будут иметь регулярный характер, однако о полном разрыве между Вашингтоном и Анкарой говорить пока рано. «Турция не желает остаться один на один против Ирана и подпадать под экономические санкции Евросоюза за нарушения прав человека. В свою очередь Соединенным Штатам нужна Анкара для баланса иранского влияния и не нужна жесткая фронда внутри НАТО, подрывающая сам миф о единстве западного блока», - резюмирует эксперт.

#США #политика #Турция #Трамп #Эрдоган

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (6249) от 03.08.2018 под заголовком «Не друг и не враг, а как?».


Комментарии