Не стреляйте в птиц. Как волонтеры спасают аистов
Осенью аисты, как и другие перелетные птицы, улетают на юг. Но, к сожалению, не все пернатые могут отправиться в этот сложный путь. Ослабленные, травмированные особи и молодые птицы из поздних выводков вынуждены остаться зимовать в наших краях. Для большинства из них – это смертный приговор. Волонтерский центр «Дом белого аиста» дарит птицам шанс на жизнь.

ФОТО Татьяны ЕРОХИНОЙ
Приют для «вэдэвэшек»
Еще и трех лет не прошло, как в деревне Низовицы Гдовского района Псковской области орнитолог кандидат биологических наук Марина Сиденко создала благотворительный птичий приют. Здесь аисты, попавшие в беду, получают поддержку и медицинскую помощь. Уникальный волонтерский проект по реабилитации белых аистов на территории РФ оказался востребованным.
Сначала Марина поделилась своей идеей построить дом для аистов на краудфандинговой платформе. Ей удалось собрать 340 тысяч рублей, на которые было построено помещение для зимовки птиц. За неполные три года работы птичьего дома в нем побывали более сотни аистов, десятки вернулись в природу, а птицы-инвалиды остались в центре. Также на зимовку стараются оставлять птиц, привезенных в августе. Так надежнее, ведь здоровые аистята в это время тренировались, а эти из-за травм тренировок были лишены.
«Этим летом у нас жили 80 птиц, – говорит Марина Сиденко. – Сколько останутся зимовать, пока не очень понятно. На сегодняшний день таких птиц 68, но часть могут разлететься, при этом постоянно везут новых. В эти дни звонки с просьбами о помощи аистам, которые не улетели на зимовку, в центр идут непрерывным потоком».
Каждый аист, попавший в центр, – это отдельная история и про птиц, и про людей, которые их спасали или... обижали. Здесь есть птицы без крыла, потому что в них стреляли, и раненое крылышко пришлось ампутировать. Кто-то выпал из гнезда и переломал ноги. Кого-то сбила машина. А кто-то получил электротравму на линии электропередачи.
Так, длительный реабилитационный период предстоит прооперированному аистенку, который слетел с гнезда и сломал голень левой ноги. Неудачный полет был совершен в День воздушно-десантных войск, поэтому аистенка назвали Вэдэвэшкой. Сейчас птенец чувствует себя хорошо, лапка заживает.
А вот судьба птенчика Кряки, который, выпав из гнезда, провалился в водосточный желоб под крышей, сложилась трагичнее. Сотрудникам центра удалось выходить малыша. Он стал расти, восстанавливаться, догонять сверстников. А потом приехали дачники из Петербурга и начали запускать над аистиным вольером квадрокоптер. Аисты панически боятся таких устройств, Кряка начал переживать, оступился и в очередной раз упал из гнезда. Через две недели птенчик умер.
А сам центр появился в память об аистихе Варечке, которая прожила с Мариной 11 лет. После несчастного случая, когда Варю загрызла лиса, орнитолог в память о своей крылатой подруге и создала «Дом белого аиста».
Ходунки для Сидоры
Узнавая о птичьем приюте, люди из разных городов и даже стран поддерживают его. Благотворительную помощь оказывают и простые дачники, и представители бизнеса, и творческая интеллигенция, и даже воспитанники детских садов. Кто-то помогает финансами, кто-то кормом. Автоволонтеры подвозят раненых птиц за сотни километров. Псковский мастер плетет для аистов гнезда из лозы. А однажды аистенку Сидоре со сломанной ножкой понадобились детские ходунки. В результате добрые люди прислали птичке отличные ходунки розового цвета.
«Центр существует исключительно на пожертвования, – говорит Марина. – При этом помогать нам можно не только финансово, но и распространяя информацию о работе нашего центра. Чем больше людей о нас узнают, тем больше у аистов будет друзей».
Однажды про проект рассказали на YouTube, в итоге птичьему приюту единовременно пришла большая сумма. Для его организаторов это было чудом. Ведь содержание и лечение аистов требует немало средств. Одна из распространенных проблем – травмы ног. В этом случае птицам ставят специальные спицы, стоимость операции около 10 тысяч рублей. Лечить птиц приходится в частных клиниках, поскольку государственные ветлечебницы отказываются даже осмотреть дикую птицу.
Что касается содержания, то если в природе аисты едят мышей и лягушек, то в центре их кормят рыбой и куриными субпродуктами и филе. Один аист в день съедает полкило рыбного или мясного корма. В среднем в месяц на питание одной птицы нужно до 1000 рублей. Выхаживать птенцов еще дороже.
«На сегодняшний день для успешной зимовки у приюта все есть. Нужна будет сухая стружка, но я надеюсь, что на ближайших пилорамах мы ее раздобудем, из Петербурга мешками возить не нужно», – улыбается Марина.
Дом для волонтеров
Не все понимают, что «Дом белого аиста» – это некоммерческий проект. Иногда люди даже предъявляют претензии, если Марина по их звонку в два часа ночи не выезжает на помощь лебедю или какой-то другой птице.
«К нам часто обращаются не только с аистами, но и с другими птицами, – подтверждает создатель центра. – Люди думают, что мы – государственная служба и обязаны помогать всем диким животным и птицам».
При этом Марины и на аистов уже хватает с трудом. Каждый день птиц нужно накормить, напоить, кому-то сделать уколы и прочие процедуры, убрать в вольерах. А птиц в Низовицы привозят не только из Псковской, но и из Ленинградской, Смоленской, Тверской и Новгородской областей.
Сейчас в центре на пожертвования строят помещение для волонтеров, которое будет работать уже в следующем году.
«Волонтерский домик на берегу реки в тихой соседней деревне в трех километрах от нас рассчитан на четырех человек, – рассказывает Марина. – Волонтеров будем приглашать летом. Предпочтение будет отдаваться мотивированным молодым людям без вредных привычек и без чрезмерно длинных нарощенных ногтей, желательно с автомобилем. Волонтеры будут приглашаться на срок не менее 10 – 14 дней. Нужно быть готовым к физической работе: косить траву, носить ведра с водой, кормом, а также не бояться леса и пеших прогулок, если придется пешком ходить в центр и обратно. Кроме того, нужно быть готовым к отсутствию Интернета и качественной сотовой связи. Волонтеры будут ухаживать за аистами, менять воду, кормить взрослых аистов и маленьких аистят, по мере необходимости ездить за аистами в Псков и ветеринарную клинику».
Улетели, но обещали вернуться
В конце августа большая часть спасенных и выращенных в центре аистят улетели на юг.
«Третий год мы провожаем в долгий миграционный путь своих выпускников, привыкнуть к этому невозможно, – делится Марина. – С одной стороны, хорошо, что дикие птицы возвращаются в природу. Но каждый раз, когда их отпускаешь, ощущение, словно провожаешь их на войну. Слишком трудный путь им приходится преодолевать. В Африке на аистов охотятся, так как местные жители употребляют этих птиц в пищу. Кроме того, за окольцованными аистами и птицами с передатчиками охотятся в надежде получить с орнитологов денег. В 2018 году был случай, когда в Судане убили аиста с передатчиком, вытащили симку, вставили в телефон и наговорили на крупную сумму, счет пришел польским орнитологам. Еще одно опасное место для аистов — Ливан. Их там отстреливают в огромных количествах. Охота на аистов в том регионе – народная забава, подтверждающая социальный статус местных жителей».
Возвращаются ли птицы в дом, где их спасли? По словам Марины, аистята первые два года жизни могут проводить в Африке и возвращаются на родину только к трем годам, когда становятся половозрелыми. А поскольку приют существует меньше трех лет, достоверных возвращений его воспитанников пока зафиксировано не было. Однако в филиале центра в Смоленской области случай, когда подросший аист вернулся, был.
«Мы развиваемся, растем, учимся и нарабатываем уникальный опыт, – рассказывает Марина Васильевна. – Летом в выходные в центре проходили дни открытых дверей. А в перспективе планируем зарегистрировать и развивать настоящую природоохранную организацию, где реальная помощь птицам будет сочетаться с их изучением в природе».
Остается добавить, что «аистиная мама» Марина работает с животными с самого детства. Еще девочкой она сделала открытку и написала на ней «Посвящаю свою жизнь животным». И не обманула ни себя, ни свою судьбу. С 12 лет занималась в юннатском кружке при Ростовском зоопарке. Со временем переехала в Смоленск, работала орнитологом в национальном парке «Смоленское Поозерье», а затем оказалась в Псковской области неподалеку от Ремдовского заказника. В этих местах она встретилась с аистами и с тех пор приносит этим птицам счастье.
Если вы нашли аиста, нуждающегося в помощи, или хотите оказать поддержку аистиному дому, отправляйтесь на их страничку в соцсети.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7018) от 28.09.2021 под заголовком «Не стреляйте в аистов».
Комментарии