Не пропадать. Завершён сезон заблудившихся ягодников и грибников
Конечно, из ягодных даров остается клюква, так что спасателям еще не раз доведется бродить по топким местам Ленобласти — искать потеряшек. А пока представители поисково-спасательных служб и общественных организаций рассказали о совместной работе по итогам «горячего» сезона.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
У Петербурга есть специфика: до областных лесов добраться легко, а ориентироваться в них горожане толком не умеют. Зато обладают фирменной городской беспечностью: отправиться в лес без телефона (или быстро посадить зарядку), не прихватить лекарства, не позаботиться о воде-еде — и, разумеется, надеть что‑то немаркое, дабы полностью слиться с природой. То есть действуют ровно перпендикулярно тому, как надо.
В этом году (особенно в «горячий» сезон, то есть в теплый) в лесах потерялись 1012 человек, сообщил начальник Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Ленобласти Алексей Николенко. В том числе 55 детей.
— Все дети были найдены, все живы-здоровы, — успокаивает представитель МЧС.
Как ребенок оказывается в лесу? В большинстве случаев — пошел с бабушкой/дедушкой, те недоглядели. Или в садоводческих массивах: поехал на велосипеде или пошел гулять и заблудился.
Без острых сюжетов: кто и как обеспечивает такое плавание на водных объектах Ленобласти?Случаи, когда ребенок сам пошел в лес, скорее исключение, добавляет представитель общественной организации «Экстремум» Елена Кузнецова (Елена — руководитель направления лесных поисков поисково-спасательного отряда). Это взрослым лес интересен с практической точки зрения: ягоды-грибы. И про взрослых не скажешь, что «найдены все».
В отчетах «Экстремума» есть позиция «случай завершен» — это значит, человек найден, есть позиция «случай прекращен» — это значит, найти не удалось даже после долгих поисков. В этом году у всех, кто искал, — достижение: доля «прекращенных» наконец стала меньше 1 %.
Лидируют по заблудившимся леса Всеволожского района — там больше 200 случаев, рассказывает Елена Кузнецова. Также в пятерке «дремучих» Выборгский, Кировский (это, понятно, не петербургские, а областные районы), Тосненский, Гатчинский.
Больше половины потерявшихся — люди старше 60 лет. Из тех, на поиск которых родственники-знакомые подают заявки, 36 % выходят из леса сами. Остальным нужна помощь. Кому‑то повезет встретить других людей (охотников, скажем), кого‑то спасатели ориентируют по сотовой связи, а кого‑то ищут круглосуточно, по буреломам и болотам. Да, парадокс: отправляется человек обычно в лес красивый и чистый, а «доставать» его доводится из мест, где запросто ноги переломаешь. В целом 54 % из всех заблудившихся нашлись только благодаря спасателям.
Ищут, конечно, до последнего. Потому что бывают чудеса, как говорит информационный координатор поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» в Петербурге Евгения Цинклер.
Навскидку называет два недавних случая.
Первый. Александр Михайлович (ему под 70 лет) ушел в конце августа в лес в Бокситогорском районе и пропал.
— Погода на рубеже августа-сентября была отвратительная, — рассказывает Евгения. — Резкое похолодание, почти непрерывно шли дожди…
Две недели Александр Михайлович блуждал по болотам — босиком (довольно быстро остался без сапог), питался ягодами, пил болотную воду. Через две недели вышел к охотничьему домику, там нашел еду, еще через два дня его там застали пришедшие охотники. Мужчина довольно быстро восстановился, госпитализация не потребовалась. Все это время его искали. То есть добровольцы в свой выходной или после работы двигали в Бокситогорский район (из Петербурга на машине больше трех часов езды), часами ходили по лесу — и вот так, сменяя друг друга, все 16 дней.
Второй случай сентябрьский: Александр Анатольевич, под 60 лет, потерялся на границе Тосненского и Гатчинского районов. Был найден на восьмой день, уже с тяжелым переохлаждением, доставлен в больницу, все нормально.
Подобные случаи «чудесами» были названы не случайно. Это летом даже спустя несколько недель поиск может завершиться успешно. Когда холодает, время очень быстро начинает работать против человека.
А впереди, как всегда, зимние поисковые работы: кто‑то на лыжах ушел, или виды зимнего леса пофоткать, или симпатичную елочку к Новому году приискать.
— Мы, с одной стороны, рассчитываем, что такие люди более подготовленные. С другой, в лесу зимой есть опаснейший фактор — низкая температура, — отмечает Елена Кузнецова.
Зимой одного-двух дней достаточно, чтобы человек не выжил.
Когда «горячий» сезон позади, у спасателей высвобождается время и ресурсы на подготовку к следующему.
В «Экстремуме» в этом году существенно прибавилось специалистов высокой квалификации, а количество аттестованных кинологических расчетов перевалило за 35. Уже по традиции в несезон расширяется проект «Стрелки»: спасатели выезжают в леса, в те места, где люди теряются чаще всего. Устанавливают большие красные стрелки-направляющие, они указывают, куда и сколько идти до ближайшего населенного пункта. По стрелкам потом многие «потеряшки» выходят, этот проект уже распространился и в других регионах.
В «ЛизаАлерт» 24 направления (даже конное) и одно из них — конкретно профилактика.
— До прихода в отряд я со скепсисом относилась к профилактике, — признается Евгения Цинклер. — Но это реально работает: мы видим все больше взрослых и детей, которые грамотно ведут себя в сложных ситуациях.
Например, 12‑летний мальчик: отправился на велосипеде рыбачить, ехал через лес, заблудился — но не растерялся, позвонил на «горячую линию», его сориентировали.
«ЛизуАлерт» поддержал петербургский комитет по образованию, сейчас у отряда множество заявок на занятия в школах и детсадах. Но вообще профилактическое направление «Школа ЛизаАлерт» работает уже со всеми группами: от тех, кто любит по грибы ходить, — до тех, у кого родные с деменцией и могут заблудиться даже в городе («ЛизаАлерт» специализируется по поиску в населенных пунктах).
У «Экстремума» начинается время рекрутинга и обучения. У «ЛизыАлерт» вводные лекции проходят ежемесячно. Все об организациях — в их соцсетях. Можно примкнуть.
Читайте также:
Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди пожарных прошёл в Петербурге
Болотными маршрутами. Министерство природы усилит охрану заповедных зон
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (8025) от 30.10.2025 под заголовком «Не пропадать».




Комментарии