Наступая на пятки друг другу. Российские команды готовятся к чемпионату мира по программированию
«Вы можете себе представить: за последние восемь лет все чемпионы мира по программированию были из России!» - поражался на пресс-конференции в ТАСС Уильям Паучер, исполнительный директор ЧМ по спортивному программированию ICPC. В только что прошедшем полуфинале сражались программисты со всего постсоветского пространства, а на проходившей параллельно Всероссийской школьной олимпиаде по программированию второе место невозмутимо завоевали грузины.
Иллюстрация pixabay.com
«Свои люди»
В минувшие выходные в Петербурге прошел полуфинал ICPC, важнейшего программистского состязания. Андрей Лопатин (сам дважды чемпион мира и тренер дважды чемпионов мира) отмечает: если традиционные виды спорта вряд ли влияют на нас в быту, то программирование во многом эту повседневную жизнь определяет. Программисты - те, от чьей «соображалки» зависит, как быстро рассосется очередь в аэропорту (оптимизация пассажиропотоков - типичная задача на чемпионатах), насколько удобна соцсеть (главная российская и одна из главных мировых соцсетей - создание чемпионов мира из СПбГУ). И далее и далее. С поправкой на то, что на чемпионате надо справиться не с одной, а с 11 такого рода задачами всего за пять часов, команда - из трех человек и в ее распоряжении только один компьютер.
Полуфиналов ICPC несколько: мир поделен на регионы. Наш - Северная Евразия: в нем сражались 310 команд, это почти на четверть больше, чем в прошлом году. Российских команд среди них - 172, остальные - из Казахстана, Грузии, Узбекистана, Азербайджана, Киргизии, Белоруссии, Армении, Литвы и Латвии. Сильнейшие в своих четвертьфиналах.
Чемпионом Северной Евразии стала команда СПбГУ: Дмитрий Беличенко, Никита Быков, Семен Петров; тренеры - Андрей Лопатин и Андрей Райский. Второе место - у «темной лошадки», Нижегородского госуниверситета. На третьем - московский Физтех (МФТИ). Но это места, а есть еще медали: по традиции - «золото» дают первой четверке, так что «золото» получил и лидер по мировым победам (восемь) Университет ИТМО.
Вообще же среди медалистов оказалось сразу три команды СПбГУ (по правилам, в финале участвует по одной от вуза). Андрей Лопатин комментирует:
- Это наша система подготовки: поддерживать несколько сильных команд, чтобы они друг с другом конкурировали, наступали на пятки.
То же самое, добавляет Лопатин, происходит и в масштабах страны. Российские команды «наступают друг другу на пятки», а досада от проигрыша компенсируется тем, что триумфаторы - тоже «свои люди». Все последние восемь лет российские топ-программисты так и живут: выиграет СПбГУ - в ИТМО ликуют, что все-таки Петербург победил; станет чемпионом МГУ (как происходило последние два года подряд) - петербуржцы утешаются: зато Россия!
- Я был в разных странах на сборах и видел, как команды из одной страны избегают общаться, поскольку считаются конкурентами, - приводит пример Лопатин. - У нас такого нет, это помогает идти вперед вместе.
Тренер дважды чемпионов мира команды МГУ Елена Андреева дает характеристику прошедшему полуфиналу: турнирная таблица менялась постоянно, победителя заранее не предскажешь, потому что в лидеры выбиваются команды очень разных вузов.
Среди призеров - и вузы, которые высматривают будущих «звезд» еще на школьных олимпиадах. И вузы, которые выращивают «звезд» из студентов, пусть те в школьные годы не светились на статусных состязаниях - к примеру, как Саратовский госуниверситет: поразил всех, став в 2006 году чемпионом мира, и сейчас прошел в финал. И вузы, в командах которых вдруг раз да появились очень сильные игроки - как в команде Нижегородского госуниверситета, которая в североевразийском полуфинале показала такой класс, что едва-едва не отняла победу у СПбГУ.
Как говорит операционный директор финала ICPC Матвей Казаков, лидерам не расслабиться: в бой вступают те вузы, которые раньше не принимали участие в отборочных состязаниях чемпионата, а, включаясь, показывают очень высокие результаты.
- Сам список университетов-призеров говорит о том, что в России хорошо с айти-образованием, - констатирует Елена Андреева. - В финал попадают не только столичные вузы, но и региональные, «провинциальные».
Андрей Станкевич, доцент Университета ИТМО и официально лучший тренер программистов в мире (притом что самому чемпионом быть не довелось, только участником), сейчас еще и председатель жюри Всероссийской командной олимпиады школьников по программированию. «Школьного» варианта студенческого ЧМ по программированию нет. Но, к примеру, всероссийская олимпиада имеет статус международной. И помимо 161 российской команды в ней участвовала почти сотня зарубежных: особенно «увесистые» представительства - у Казахстана (45), Украины (18), Белоруссии (12), Грузии (9) - кстати, второе место заняла команда тбилисской школы № 199. На третьем - москвичи. На первое, как говорит Станкевич, тоже вышла «темная лошадка»:
- Все признанные фавориты оказались в сложной ситуации, а выиграла команда, на которую, условно, ставок никто не делал. Екатеринбургская сборная. В команде еще и барышня, что до сих пор редкость.
Школьное «золото» (и четвертое место) у сборной Петербурга: лицей № 239 и Юношеская математическая школа. У петербуржцев (тот же ФМЛ № 239 и лицей № 366) также серебряные медали.
Сколько раз в неделю тренироваться?
Возвращаясь к ICPC. Из нашего регионального полуфинала в финал прорвались 16 команд, из них 10 - российские: СПбГУ, Нижегородский госуниверситет, МФТИ, ИТМО, Университет Иннополис, Высшая школа экономики (причем и московская, и, впервые, петербургская - в нее перекочевали студенты из Академического университета), МГУ, Саратовский госуниверситет, Казанский федеральный университет.
Сейчас финалисты будут разъезжать по сборам. Эта мировая традиция - к слову, тоже из России, и тоже не из самого столичного города: лет 20 назад программисты начали собираться в Петрозаводске.
Аспирант ИТМО Геннадий Короткевич (сам дважды чемпион мира) теперь и тренер: вместе со Станкевичем готовит команду. Говорит, полученным на полуфинале «золотом» команда не удовлетворена, потому как четвертое место:
- На обсуждении после состязаний я слышал такой диалог: «Ну, сколько раз будем в неделю тренироваться?» - «Четыре?» - «Вообще-то, я думал, пять». - «Давайте пять». Когда четыре года назад я участвовал в чемпионате, мы столько не тренировались.
- В финале конкуренция может быть даже выше, чем в привычных видах спорта, - говорит Андрей Лопатин. - Самая маленькая мелочь может выкинуть команду-фаворита из числа медалистов - такие случаи бывали. На моей памяти за семь секунд до конца состязаний нелидирующая команда вдруг сдавала успешно решенную задачу и занимала первое место.
Уильям Паучер добавляет: «Случайно победить в ICPC вы не сможете. Но вы можете случайно проиграть».
Финал пройдет в Москве. Россия принимает ICPC всего в четвертый раз, и впервые - в столице. Как заявил представитель Министерства цифрового развития Александр Павлов, министерство намерено провести «лучший финал чемпионата в истории». Не исключено, министерство предложит реальные задачи из нацпрограммы «Цифровая экономика»:
- Раз программисты могут решать сложные задачи за очень короткое время, может, мы попросим в одной из номинаций такие задачи поставить... А вдруг получится?
Г-н Паучер согласен:
- Изначально представителям индустрии и академического сообщества, которые составляют задачи, кажется, что они настолько сложные, что их не решат. Но спустя всего 20 минут... Прелесть в том, что студенты не осознают, что какая-то задача считается неподъемной. Они просто идут и решают.
...Одним из главных партнеров финала ICPC вновь будет JetBrains, компания, созданная выпускниками петербургских вузов и выросшая в мировые лидеры.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6582) от 05.12.2019 под заголовком «Наступая на пятки друг другу».
Комментарии