Настоящее медицины будущего. Что мешает внедрению перспективных разработок?

В петербургской клинике хирург вырезает опухоль, глядя в очки дополненной реальности. Это пока стадия клинических исследований, но все равно впечатляет. Если, конечно, забыть, что в то же самое время битую неделю не достать номерка к аллергологу, а результаты ковид-теста не отправить в поликлинику по электронной почте — надо нести самому.

Настоящее медицины будущего. Что мешает внедрению перспективных разработок? | Российским разработчикам придется состязаться, в частности, и с создателями вот этого чуда — робота-хирурга da Vinci./ФОТО Swen Pförtner/dpa/picture-alliance/ТАСС

Российским разработчикам придется состязаться, в частности, и с создателями вот этого чуда — робота-хирурга da Vinci./ФОТО Swen Pförtner/dpa/picture-alliance/ТАСС

Очень-очень большое терпение

Сфера медицины — на четвертом месте по применению Интернета вещей после автотранспорта, «умных» зданий, торговли. Это в среднем по развитым странам. Статистику привели на осеннем Петербургском международном форуме здоровья, где Университет ИТМО собрал за круглым столом айтишников и врачей. В России эта технология тоже набирает обороты. В 2021 году рынок достиг, по разным оценкам, 150 – 300 млрд рублей. Но медицина как область внедрения — где‑то в хвосте, сильно уступая лидерам, транспорту и ЖКХ. Хотя с помощью Интернета вещей лечащий врач может, например, дистанционно «мониторить» пациента-сердечника, больница — оптимизировать работу сотрудников и оборудования.

При этом есть достижения международного уровня. Например, в 2019 году на конкурсе Global Mobile Awards в Барселоне среди победителей был российский «ВымпелКом». Телекоммуникационную компанию отметили за… бионический протез: оператор связи сделал возможным дистанционный мониторинг этого устройства.

Или другая разработка, совместная с врачами московского Первого меда. Уже из области искусственного интеллекта. С помощью трех тысяч МРТ-снимков натренировали искусственный интеллект распознавать дефекты в тазобед­ренном суставе. Точность — больше 80 %. Это выше «человеческой», говорит Светлана Столярова, руководитель направления телемедицины в компании. Диагноз все равно — за врачом. Просто человеческий глаз может не разглядеть воспаление на ранней стадии, а ИИ подскажет: вот тут надо дополнительно обследовать.

Инновационные системы для хирургии разрабатывает с коллегами Владимир Иванов, профессор петербургского Политеха. Например, уже упомянутую: перед операцией пациенту делают компьютерную томографию, по ней строится 3D-модель, ее отображают на очках дополненной реальности. На модели хирург «репетирует», как добраться до опухоли, как ее удалить. По модели можно ориентироваться и во время хирургического вмешательства. Очки — американские, после введения западных санкций стали пробовать китайские, сделать аналог вызвалась и одна из российских компаний.

С помощью этой технологии в ведущих клиниках России проведено больше сорока операций, в том числе нейрохирургическая, — рассказывает Владимир Иванов.

Ученые показывали разработку в Бахрейне по приглашению тамошнего минздрава. По словам профессора, «что‑то подсказывает, что она быстрее будет внедрена в странах Персидского залива, чем у нас».

В «ЛЭТИ» разработан цифровой двойник шеи, в московском Первом меде — сердца. Двойники позволяют спрогнозировать ход болезни или реакцию на терапию. «Пробовать лечение не на пациенте, а на цифровой модели», — формулирует задачу Виктория Коржук (Лаборатория киберфизических систем ИТМО): ее команда готова создать собственных цифровых двойников.

Стартап Станислава Кондратенко из ИТМО — «умное» устройство контроля дренажа. Дренирование требуется после каждой второй операции, а аппаратно-программный комплекс может высвободить медперсонал для другой работы. Опытный образец проходит тестирование, в проекте участвуют врачи Военно-медицинской академии.

Однако, чтобы браться за подобные разработки, нужна известная отвага. Потому что стандартов для них нет. Это тормозит процесс, а то и вовсе отпугивает потенциальных разработчиков, констатирует Станислав Кондратенко.

Светлана Столярова внедряла технологичные решения в самых разных сферах, но, признается, здравоохранение — самая труднодоступная. Рынок не готов, перегруженным врачам не до того:

Я верю, что все будет внедрено. Но необходимо очень, очень, очень большое терпение.

Все по контуру

Представим себе ситуацию: врач осмотрел пациента, отпустил, а через три дня того госпитализировали с осложнением. Доктор, возможно, что‑то упустил. Но вряд ли узнает о своей оплошности.

Или специалист выписал лекарство, оно не помогло, и недовольный пациент пошел к другому врачу. Тот тоже «не помог». К третьему… Всякий раз пациент остается в убеждении, что «и этот врач плохой», а медики — в блаженном неведении. Хотя, возможно, пациенту имело смысл не докторов менять, а с одним специалистом последовательно подбирать терапию.

Нет обратной связи. Чтобы знать, хороший я доктор или нет, я должен знать, что с моим пациентом, — говорит Владимир Мальков, руководитель Экспертного центра эндоскопии и эндохирургии ЖКТ, зав отделением в Клинике высоких технологий им. Н. И. Пирогова СПбГУ.

Эту возможность должна обеспечить цифровизация медицины. Она началась больше десяти лет назад с закупки компьютеров в клиники. С 2019 года в здравоохранении создается так называемый цифровой контур. Система будет обмениваться информацией на разных уровнях. Для граждан это запись к врачу онлайн и электронная медкарта. Для врачей, в частности, — возможность получать информацию о пациенте и «видеть» оборудование, которым располагает та или иная клиника. Для комздравов в регионах и Минздрава РФ — способ прогнозировать заболеваемость, расходы и так далее.

Создание контура — это и защита информации. Скажем, сейчас врач поликлиники потому и не примет от вас документы по электронной почте, что это незащищенный канал.

Трудности перевода в «цифру»

Цифровизация должна развивать и персонализированную медицину. Обычно ее понимают как лечение, подобранное под конкретного пациента. Но в идеале — это когда до лечения почти не доходит. Потому что срабатывает прогнозирование и профилактика.

Давайте пофантазируем. У вас на руках информация о некоем пациенте: мужчина, 55 лет, давление высокое, лишний вес, уже была госпитализация «с сердцем», в семейном анамнезе — гипертония и инфаркты. Понятно, что человека надо бы направить на обследование.

Калининградская компания «К-Скай» разработала платформу, которая анализирует информацию из миллионов обезличенных медкарт. Уже сейчас, по словам представителя компании Анны Андрейченко, искусственный интеллект умеет «заподозрить» 40 заболеваний. В их числе — сердечно-сосудистые, онкологические, болезни крови, органов дыхания и ЖКТ, сахарный диабет. И сигнализировать врачу.

Чем больше данных, тем проницательнее искусственный интеллект. В медицинских организациях — уйма информации. Но КПД от ее использования пока не так уж велик. Чтобы машина могла учиться на данных, они должны быть на понятном ей языке, но примерно 80 % информации в электронных медкартах — неструктурированная и неполная. А может быть и искаженной в угоду отчетностям. И не каждому врачу очевидно, почему он должен вести записи, как удобно не ему, а искусственному интеллекту.

Более того: как говорит Анна Андрейченко, сейчас 50 % электронных медкарт, которые поступают на платформу от медучреждений, — пусты. В них нет ни одного документа.

Справедливости ради, внедрению «превентивной» медкарты мешают… и наши страхи. Так считает онколог Ростислав Павлов. В свое время скрининг на рак поджелудочной железы не показал эффективности — и не потому, что «мало выявлял». Наоборот. Чего только не выявлял. Допустим, кисту. Врач рекомендовал «наблюдаться» — и жизнь человека сводилась к постоянным обследованиям и тревож­ному ожиданию.

Получалось, что большему количеству людей мы вредим, а не помогаем, — констатировал Ростислав Павлов.

Скрининг нужен, подчеркивает врач. Но не огульный. Он необходим, например, людям с наследственной предрасположенностью к заболеванию.

А что в законе

Цифровизация медицины началась, повторим, больше десяти лет назад, но законы и нормы не всегда соответствуют реалиям и не всегда помогают, так сказать, прогрессу.

Например, закон 323‑ФЗ «Об основах охраны граждан РФ» разрешает выписывать в электронном виде справки и рецепты, давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Однако «цифра» не отменяет «бумажки». Медучреждение обязано вести и бумажную документацию, отмечает Лидия Сопрун, врач-эпидемиолог, ассистент кафедры организации здравоохранения и медицинского права СПбГУ. Это и понятно: для заверения электронных документов нужна электронная подпись, но не у всех она есть. Не говоря о том, что не все пользуются компьютером. Наконец, человек вправе вообще отказаться от цифровизации своих данных.

Дальше. Везде звучит: «телемедицина». Если вкратце — это дистанционное общение с врачом. Но какое? Определять заболевание, назначать лечение, наблюдать за здоровьем пациента можно только очно. С помощью технологий телемедицины разрешено лишь консультирование. Да и тут не все просто.

В законе есть понятие «консультация», но нормативного определения «телеконсультации» нет, — говорит Лидия Сопрун.

Поэтому не всегда понятно, чем консультация отличается от, скажем, наблюдения за состоянием здоровья пациента.

Осторожность с допуском телемедицины в здравоохранение понятна. По видеосвязи непросто оценить состояние здоровья, одинаковые симптомы могут быть у совершенно разных болезней. Однако в некоторых странах закон позволяет ставить дистанционно диагнозы вроде ангины, ОРВИ, в том числе гриппа. Как считает Лидия Сопрун с коллегами, в России такая возможность облегчала бы работу врачей. И приблизила медпомощь жителям труднодоступных местностей.

Какие‑то подвижки уже вынудил сделать ковид. Приказ Минздрава ввел временный регламент: разрешал с помощью телемедицинских технологий открывать и закрывать «коронавирусные» больничные, подтверждать диагнозы ОРВИ или гриппа, назначать лекарства. Москва для этого создала отдельный Телемедицинский центр. Нынешняя версия приказа разрешает дистанционно оказывать медпомощь людям с симптомами ОРВИ, ковида, внебольничной пневмонии — с оговоркой: в случае неблагоприятной эпидситуации. Но в целом, полагает Лидия Сопрун, законодательству о телемедицине нужна «существенная корректировка».

Количество и качество

Среди электронных госуслуг (уплата налогов, запись в детсад, оформление паспорта и т. д.) услуги в сфере здравоохранения — самые востребованные. Так говорится в исследовании экспертов Высшей школы экономики. Но это именно госуслуга — запись к врачу. Кусочек цифровизации. Можно себе представить, какой колоссальный у нее потенциал.

Может показаться, что цифровизация — жутко дорогая штука. На самом деле она «про экономию». Уже хотя бы потому, что предупреждать болезни или лечить их на ранних стадиях — дешевле, чем иметь дело с осложнениями. Государству всегда интереснее получать налоги с доходов трудящегося, чем платить пособие по утрате трудоспособности.

В России в доковидном 2019 году от хронических неинфекционных заболеваний (к ним относятся, например, сердечно-сосудистые) умерли 1,5 млн человек, приводит данные Анна Андрейченко. Сравните: госрасходы на здравоохранение в этом году — 4,1 % ВВП, а экономические потери государства только от сердечно-сосудистых заболеваний — 3,2 % ВВП. Затраты на лечение хронических неинфекционных заболеваний — в восемь раз больше, чем на скрининг и профилактику. А с помощью профилактики можно предотвратить 40 % случаев таких заболеваний.

Другой вопрос, что цифровизации может быть много, но довольно бестолковой.

Сейчас в России огульно занимаются «количеством цифровизации». Это порождает массу разрозненных систем, — констатирует Данил Заколдаев, декан факультета безопасности информационных технологий Университета ИТМО.

Отсюда, например, — надуманные и не нужные по большому счету электронные сервисы и при этом нехватка необходимых. Получается это нередко потому, что врачи и разработчики «не пересекаются», не работают вместе.

Мне казалось, что самое главное в высоких технологиях — это внедрить, — говорит Светлана Столярова. — И когда в регионах я развернула телемедицинские платформы, тут‑то поняла, что не это главное. Главное — в том, чтобы врачам было интересно это использовать и чтобы было правильно проведено обучение.

Очевидно, чтобы приблизить научные достижения «к народу», для начала надо, чтобы приблизились друг к другу айтишники и врачи.


#медицина #развитие #технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 27 (7356) от 14.02.2023 под заголовком «Настоящее медицины будущего ».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.