Наращивая партнерство: торгово-экономические связи России и Китая показали очередной рост

Выступая недавно на брифинге, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что экономическое сотрудничество Москвы и Пекина «имеет давние корни», а отношения двух стран «находятся на своем историческом пике».

Наращивая партнерство: торгово-экономические связи России и Китая показали очередной рост | ФОТО Brian Matangelo on Unsplash

ФОТО Brian Matangelo on Unsplash

Действительно, по данным главного таможенного управления КНР, в минувшем году российско-китайский товарооборот вырос более чем на четверть и впервые превысил $ 240 млрд. Причем с наступлением 2024‑го объем взаимной торговли продолжил расти и с января по февраль увеличился на 9,3 % в годовом выражении — до $ 37,01 млрд.

Примечательно, что еще в 2019 году товарооборот РФ и КНР составлял лишь около $ 111 млрд, и тогда власти обоих государств договорились в течение следующих пяти лет практически удвоить этот показатель. Впрочем, достигнуть намеченной цели удалось с опережением графика.

«Мы ставили задачу с моим коллегой, другом, председателем КНР Си Цзиньпином, что в этом году (2024‑м. — А. К.) должны были достичь $ 200 млрд торгового оборота с Китаем. И мы превысили эту планку (в 2023‑м. — А. К.)… Очень важная вещь: он у нас сбалансированный, этот торговый оборот, и он дополняет друг друга и в высокотехнологичной сфере, и в сфере энергетики, и в сфере научных разработок. Он очень сбалансированный», — говорил президент РФ Владимир Путин в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону. Как ранее отмечали в Кремле, уже на протяжении 14 лет Пекин остается крупнейшим торговым партнером Москвы. Россия в свою очередь по итогам 2023‑го поднялась на четвертое мес­то в списке главных экспортно-импортных направлений Китая после США, Японии и Южной Кореи.

Рост взаимного товарооборота с азиатской республикой заметно ускорился в 2022 году после введения Западом масштабных экономических санкций против Москвы и решения многих международных компаний свернуть работу в России. Тогда китайский бизнес воспользовался уходом конкурентов и начал активно занимать ниши, освобождающиеся на рынке РФ. Российские предприятия тем временем стали массово переориентировать поставки своей продукции на Восток.

«Всего за два года товарооборот увеличился более чем в полтора раза на фоне существенного изменения структуры внешней торговли РФ после февраля 2022‑го. Роль основного источника зарубежных товаров перешла от Евросоюза к Китаю, чья доля в нашем импорте увеличилась с 27 до 45 %, тогда как доля развитых экономик упала с 47 до 17 %. Что касается российского экспорта, здесь доля недружественных рынков сбыта снизилась с 57 до 15 %, а Китая — выросла с 13 до 28 %», — говорит экономический аналитик Ольга Беленькая. Сегодня Москва и Пекин развивают совместные проекты в энергетике, промышленнос­ти, сельском хозяйстве и высоких технологиях. Причем в 2023 году объем взаимной торговли удалось нарастить в том числе за счет расширения пропускной способности Северного морского пути и оптимизации перевозок по железной дороге, подчеркивает специалист.

«Россия поставляет в Китай энергоносители (нефть, газ, уголь, СПГ, мазут, дизельное топливо и авиакеросин), продукцию лесопромышленного комплекса, сельскохозяйственной отрасли, металлы, минеральные ресурсы и морепродукты. При этом в 2024 году ожидается резкий рост экспорта свинины из РФ в КНР, так как в Поднебесной сняли ограничения на ее поставки, а Пекин является крупнейшим мировым импортером данного вида мясной продукции», — отмечает экономический эксперт Владимир Чернов. Одновременно с увеличением своего экспорта в Китай Россия начала активнее закупать у КНР автомобили, промышленное оборудование, продукцию машиностроения, электронику, бытовую технику, одежду, обувь и товары широкого потребления, добавляет специалист. По его мнению, такое значительное укрепление торговых связей во многом помогло РФ справиться с экономическими ограничениями Запада и быстрее восстановиться от санкционных потерь. Более того, на фоне рекордного увеличения двустороннего товаро­оборота Москва и Пекин практически полностью отказались от расчетов в долларах и евро. По данным правительства РФ, сегодня порядка 95 % взаимных операций стороны проводят в рублях и юанях. Для сравнения: в 2022‑м этот показатель составлял только 50 %, в 2020‑м — 24 – 25 %, а в 2013 – 2014 годах — лишь 2 – 3 %. «После отключения России от международной системы SWIFT у Моск­вы и Пекина, видимо, просто не оставалось других подходящих альтернативных вариантов оплаты. За счет использования рублей и юаней страны сняли все внешние риски блокировки или заморозки своих активов и ушли от двойной конвертации через доллар, снизив комиссионные расходы», — поясняет Владимир Чернов.

По прогнозу российских властей, в ближайшие годы объем взаимного товарооборота с Китаем продолжит расти и к 2030‑му может достигнуть $ 300 млрд. В Кремле при этом считают, что наблюдаемая динамика не приведет к возникновению торговой зависимости Москвы от Пекина. «Мы не видим в этом политических и экономических угроз… президент Путин и председатель Си ставили целью дальнейшее развитие торгово-экономических отношений… еще до начала специальной военной операции. Поэтому это планомерное взаимовыгодное развитие торгово-экономического сотрудни­чества, которое имеет давние корни», — подчеркнул на брифинге Дмитрий Песков.

Рассуждения о возможной зависимости от Пекина Владимир Путин назвал «страшилкой» и отметил, что «соседей не выбирают» и на протяжении веков обе страны привыкли к совместному существованию. Более того, как отметил президент РФ, внешнеполитическая философия Китая неагрессивная и республика всегда «ищет компромисс».

«Темпы роста сотрудничества Китая с Европой больше и выше, чем темпы роста сотрудничества с Китаем Российской Федерации. Спросите у европейцев: они не боятся? Может быть, и боятся, не знаю, но на рынок Китая стараются попасть во что бы то ни стало, особенно когда они сейчас сталкиваются с проб­лемами в экономике. И китайские предприятия осваивают европейский рынок. А что, разве мало присутствует китайский бизнес в США?» — добавил российский лидер.

Вместе с тем на фоне укрепления партнерства с Китаем России все равно следует стремиться к диверсификации своих торговых связей. Такого мнения придерживается директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев.

«Сильной и непосредственной угрозы в усилении взаимодействия России и КНР нет. Китай — хороший партнер, но чем больше мы развиваем сотрудничество с разными странами, тем лучше для нас. Мы можем, например, активнее работать с Юго-Восточной Азией, Африкой, Ближним Востоком и Латинской Америкой. Что же касается Китая, здесь важна экономическая целесообразность торгового взаимодействия: пока это выгодно для нас, мы не попадем в зависимость от Пекина. Однако надо развивать торговлю и с другими дружественными странами», — заключил эксперт.


#Китай #сотрудничество #перспективы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (7624) от 18.03.2024 под заголовком «Наращивая стратегическое партнерство».


Комментарии