Нам сверху видно все. Чем займется Координационный центр правительства РФ

Главное событие минувшего года – пандемия – ретушировало многие другие, особенно из разряда скучных для рядового гражданина. Между тем в российском правительстве происходят интересные процессы с точки зрения управления развитием народонаселения и экономики страны. Объявленная в прошлом году административная реформа идет шаг за шагом, и в феврале нынешнего года было подписано постановление о Координационном центре правительства РФ.

Нам сверху видно все. Чем займется Координационный центр правительства РФ | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Пока новая в управленческой истории России структура только формируется, заработать она должна с 1 апреля. Ее новация – в проектном подходе определения и выполнения задач и целей государственного значения, который, впрочем, анонсировался уже много лет, но на практике не был реализован.

Однако как раз коронавирус подстегнул правительство Михаила Мишустина к более решительным шагам: пандемия показала, что важно оперативно принимать необходимые меры на всех уровнях власти в экстремальных ситуациях – на первых порах в российских регионах действовали «кто в лес, кто по дрова», оглядываясь на Москву, да и федеральный центр не всегда мог быстро и адекватно отреагировать, в частности, на возникающие проблемы бизнеса. А регионы в свою очередь нуждаются в обратной связи и возможности срочно решать наболевшие вопросы, такие, как, например, получение экстренной финансовой помощи для выполнения социальных обязательств.

Координационный центр (КЦ) как раз и будет обеспечивать оперативные и согласованные действия федеральных и региональных органов исполнительной власти и организаций при разрешении инцидентов (штатных и нештатных ситуаций), а также проработку приоритетных задач правительства и выполнения выделенных проектов.

Новая структура станет частью стратегии цифровой трансформации исполнительной власти страны, ее межведомственной экспертно-аналитической платформой, которая будет поддерживать принятие кабмином оперативных мер, содействовать выработке предложений по стратегическим целям и механизмам реализации приоритетных задач, а также обеспечивать непосредственное управление процессом осуществления утвержденных решений.

Центр будет состоять из трех групп – ситуационной, стратегической и проектной. Каждая из таких групп в свою очередь формируется из ряда временных подгрупп, а помимо них могут создаваться еще и «рабочие группы», в которые могут входить и чиновники «на аутсорсинге».

Теоретически центр должен ликвидировать ведомственные монополии на оперативную информацию и использовать ее для дальнейшего планирования. В штате предусматриваются специалисты по big data, проектному управлению, социологи, также под конкретные задачи будут привлекаться внешние экспертные группы.

В итоге Координационный центр должен стандартизировать работу правительства в целом. До сих пор реагирование на те или иные кризисные ситуации возлагалось на того вице-премьера, кому по содержанию они были ближе. Случалось, что ситуация напрямую к ведению ни одного вице-премьера не относилась и приходилось создавать группы для стыковки всех вопросов. Поскольку любые негативные ситуации разрешались профильным министерством под ответственность его руководителя, каждый раз решение могло быть разным. Теперь все это должно осуществляться командой центра.

Как предполагают эксперты, это приведет к усилению аппарата правительства, который уже начал набирать вес в прошлом году после ряда реорганизаций, и постепенному упразднению существующей модели управления в кабмине. По мнению руководителя Политической экспертной группы Константина Калачева, в нынешних условиях появление подобной структуры для координации между центром и регионами необходимо власти, особенно перед сентябрьскими выборами: проблем может быть больше, а их решение в традиционном бюрократическом стиле не гарантирует быстрых результатов.

К слову, в декабре прошлого года по поручению президента РФ во всех субъектах Федерации были созданы центры управления регионами, единые пункты мониторинга и обработки поступающих от жителей жалоб в разных сферах жизни.

Организационная и техническая стороны функционирования центра поручены Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и Аналитическому центру при правительстве РФ. Деятельность КЦ будет построена на современных цифровых технологиях. Речь, в частности, идет о системах анализа потоковых данных, управления инцидентами, рисками социально-экономического развития, многоканальной системе обратной связи от граждан. Необходимые данные из регионов станут поступать в центр в режиме реального времени, в том числе из государственных информационных систем различного уровня и открытых источников, с обеспечением контроля качества поступающей информации. Будет обеспечена также передача данных и интеграция государственных и ведомственных информационных систем с информационными системами КЦ. Одной из главных задач центра должна стать реализация нацпроектов и целей развития, контрольный срок уже близок – 2024 год. И в обычном вялотекущем режиме поставленных задач достичь не получится.

Главный вопрос в том, насколько функциональной будет новая структура. Ведь уже создавался лет 15 назад Ситуационный центр при администрации президента, но затем он куда-то тихо исчез...

#политика #правительство #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (6880) от 12.03.2021 под заголовком «Нам сверху видно все».


Комментарии