Накаркали спасение. Как серые вороны предупредили человека об опасности

Общеизвестно, что серые вороны одни из самых сообразительных птиц. Кто не знает их способность раскалывать орехи, ракушки; размачивать в воде сухие корки хлеба; пробивать клювом отверстия в консервных банках; отгонять от пищи конкурентов, даже таких, как собаки… Меня же серые вороны как‑то раз предупредили об опасности.

Накаркали спасение. Как серые вороны предупредили человека об опасности  | ФОТО Simran deep Singh on Unsplash

ФОТО Simran deep Singh on Unsplash

Мы с дочерью на машине возвращались от родственников из Карелии. Выехали поздно, а путь до Питера не близкий, поэтому, когда желтовато-медный диск солнца опустился за зубчатую стену леса, решили остановиться на ночевку. Свернули с шоссе на боковую дорогу и метров через тридцать оказались на берегу небольшой речки.

Нашли место для авто, а рядом, на пологом взгорке, поставили палатку. Как только разожгли костер, сразу же невесть откуда появились несколько серых ворон. Они устроились на близлежащих кустах и с громким, явно недовольным карканьем следили за нами.

А погода между тем портилась. Небо сплошной пеленой затянули низкие свинцово-серые тучи. Сильный порывистый ветер раскачивал вершины деревьев, и они, сталкиваясь, жалобно скрипели.

Едва успели поужинать и влезть в палатку, как начался дождь. Сначала это был нудный, противный моросейник, который постепенно усиливался и мало-помалу превратился в ливень. Лежа на надув­ном матрасе, я радовался, что мы поставили палатку на возвышении, а потому можем спать спокойно.

Глубокой ночью непогода разгулялась вовсю. Замысловатыми зигзагами располосовали небо молнии, раскаты грома так сотрясали небосвод, что казалось, он вот-вот расколется на части и рухнет на землю. Но ярость природы понемногу ослабевала, и под мерный шум дождя я задремал. Однако ненадолго.

Разбудил меня громкий крик ворон. «Кар-р-р, кар-р-р, кар-р-р», — нестройным хором через монотонный шум дождя надрывались они. «И надо же, какие беспокойные птицы», — подумал я и посмотрел в оконце палатки. Однако сколько ни вглядывался в серо-мглистую полутьму, ничего подозрительного не увидел.

Едва улегся, как снова загалдели вороны. Мне даже показалось, что птицы кричали как‑то настойчиво, тревожно. Одна из ворон даже устроилась прямо на крыше палатки, потому что карканье раздалось как раз над моей головой. «Кар-р-р, кар-р-р, кар-р-р!» — истошно вопила она.

Не выдержав, я выбрался из палатки, осмотрелся и ахнул… Даже в предрассветном полумраке увидел, что взгорок, на котором мы расположились, со всех сторон окружен водой. И она быстро прибывала, подбираясь уже к днищу машины.

Мгновенно оценив грозящую нам опасность, я крикнул дочери, чтобы она быстрее вылезала, а сам пошлепал по воде к машине. Трясущимися руками вставил ключ в замок зажигания, запустил двигатель. И через минуту поставил автомобиль в безопасном месте. Кое-как собрав пожитки и прихватив палатку, мы по щиколотку в воде покинули столь неудачное место ночлега.

Какие умницы вороны, — сказала дочь, когда мы выбрались на шоссе, — как вовремя предупредили нас о грозящей опасности. Боюсь даже представить, что стало бы с нами, если бы не они…

Вороны же по‑прежнему сидели на взгорке и по‑прежнему каркали. Но каркали, как мне показалось, уже не пронзительно-тревожно, а как бы негромко перекликаясь между собой.


#вороны #птицы #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (7465) от 26.07.2023 под заголовком «Накаркали спасение».


Комментарии