Нагрузка на некоторые морские порты России в связи с санкциями и изменениями экспортных потоков выросла
А чтобы расширять и углублять судоходные каналы для бесперебойной работы портов и терминалов, нужны такого рода масштабные работы. И они продолжаются: эта сфера, где ощущалась зависимость от зарубежных компаний, после их ухода не просела. Объемы подобных работ растут, что очень важно, и в арктических морях.
ФОТО Pixabay
Когда западные компании, занимающиеся дноуглублением, покинули российский рынок (к слову, прекратив работы даже на начатых объектах), планы, связанные с развитием портов, оказались под угрозой. Ведь это особый вид деятельности, требующий мощных, хорошо оснащенных дноуглубительных судов и механизмов. Считалось, что под крупные проекты их всегда можно привлечь со стороны. На волне санкций, однако, свою работу в России свернули две голландские и две бельгийские корпорации, сопровождавшие такие проекты в Арктической зоне РФ. Тем не менее благодаря принимаемым мерам (прежде всего со стороны «Росатома», отвечающего за ледокольные проводки на Севморпути и работы в замерзающих портах) столь важное направление работ удалось обезопасить.
Стараниями этой госкорпорации общий объем дноуглубительных и гидротехнических работ на этой морской транспортной магистрали составил в минувшем году около 13,5 млн кубометров. А это треть от всей годовой программы дноуглубления на территории России.
Особая роль в развитии портовой инфраструктуры Арктики отводится Гидротехническому предприятию (подразделению «Росатома»), обосновавшемуся с давних пор в Петербурге. На прошедшем недавно в Москве VII международном конгрессе «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» этой темы коснулся и. о. гендиректора предприятия Андрей Чумаченко.
Геополитические и экономические сложности заставляют корректировать планы и решения по инвестиционным проектам. Однако на паузу такие работы никто не поставил. В прошлом году они проводились по ряду госконтрактов и крупных инвестпроектов в Обской губе Карского моря, на СПГ-терминале «Утренний», строящемся в морском порту «Сабетта» в рамках проекта «Арктик СПГ 2», и на других значимых арктических объектах.
Несмотря на сегодняшние вызовы, целевые показатели, намеченные федеральным правительством по реализации арктических проектов, остались неизменными. Это притом что работы осуществляются там в сложных климатических условиях и в непродолжительный навигационный период. Средства на них направляются не только из федерального бюджета — участники проектов используют и внебюджетное финансирование. А чтобы гарантированно справиться с заданиями, ФГУП «Гидрографическое предприятие» стало создавать собственный дноуглубительный флот. Причем такой, который сможет выполнять значительные объемы работ за короткую арктическую навигацию.
Это крайне важно, поскольку масштабные работы такого характера планируется проводить на просторах Арктики и в текущем году. Они затронут нынче среди прочего акваторию нефтяного терминала «Бухта Север» (Енисейский залив), а также терминала, «прописавшегося» на Таймыре в 87 км от порта «Диксон», который позволит отгружать на морские суда коксующийся уголь, добываемый на Сырадасайском месторождении. В проектировании терминала и связанных с ним объектов, кстати, участвует одна из петербургских проектных организаций.
В целом объем капитального дноуглубления на Севморпути должен превысить в нынешнем году 4,5 млрд кубов. Для обеспечения нужных глубин эти работы будут проводиться на морском канале Обской губы и в порту «Сабетта», а также в районе порта «Певек», где строится терминал для освоения крупного по запасам Баимского горнорудного месторождения, в акватории угольного терминала «Порт Енисей» и нефтяного терминала «Бухта Север».
На следующий год только дноуглубление, не считая гидротехнических работ, планируется провести на Севморпути в объеме 7,5 млн кубометров, прозвучало на упомянутом конгрессе. А в предстоящие пять-шесть лет объем инвестиций в российские дноуглубительные проекты оценивается в 180 млрд рублей.
Строительная профильная компания готова «отметиться» в эти годы почти на двух десятках крупных объектов, имеющих готовую проектную документацию и находящихся, что называется, на низком старте. Но, чтобы оптимизировать такие работы в целом по стране, необходимо создать единый центр принятия решений, куда будут стекаться все данные о процессах, происходящих в российских морских портах, говорят специалисты.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 44 (7620) от 12.03.2024 под заголовком ««Глубокие» задумки портовиков».
Комментарии