«Наблюдатель» под студеной водой. Получены новые материалы о природной среде Северного Ледовитого океана
Петербургские ученые получили новые материалы о природной среде Северного Ледовитого океана. Они смогли пополнить свою базу данных благодаря успешно проведенной операции по подъему специального оборудования с глубины около двух километров. Эти работы полярники проводили с борта научно-экспедиционного судна «Академик Трешников».
ФОТО James Eades on Unsplash
Речь идет о так называемой притопленной автоматической буйковой станции (ПАБС), которая была установлена в 2021 году в районе континентального склона архипелага Северная Земля, недалеко от мыса Арктический. Она соединена с отправленным на дно грузом, который удерживает станцию на одном месте. А вертикальное положение всей этой конструкции — четырем буям положительной плавучести (при которой выталкивающая сила воды превышает их тяжесть) — обеспечивает прочный трос.
Станция не просто притоплена, а глубоко погружена в океанические воды. Она находится на глубине, которая не дает дрейфующему льду и айсбергам сорвать ее с места. Работая в автоматическом режиме, все это время ПАБС собирала интересующие ученых данные. То есть делала замеры, необходимые для изучения теплых атлантических водных масс, влияющих на гидрологический режим Арктического бассейна. Это важнейший источник распространения тепла в Северном Ледовитом океане. Поэтому важно фиксировать такие параметры, проводя непрерывный мониторинг, для климатических и океанографических исследований, отмечают сотрудники Арктического и Антарктического института (ААНИИ).
Подняв из‑под воды оборудование, ученые убедились, что оно проработало на протяжении четырех лет штатно, без сбоев. Станция оснащена десятью разными приборами, которые безостановочно измеряют температуру, интенсивность движения атлантических вод и степень их солености, а также фиксируют содержание нитратов в морской воде.
«Мы планировали, что глубоководное оборудование проработает два года. Но из‑за неблагоприятной ледовой обстановки в прошлом и позапрошлом годах поднять его оказалось невозможно», — рассказал Юрий Угрюмов, заместитель директора по экспедиционной работе ААНИИ.
Отправившись к дрейфующей станции «Северный полюс-42», судно «Академик Трешников» подошло недавно к месту расположения этого глубоководного «наблюдателя». Оказалось, что из ледового плена буйковая станция освободилась. Правда, густой туман не позволил сразу приступить к работам по извлечению ее из воды.
Когда погода улучшилась, специалисты отправили туда сигнал (при помощи специального устройства), чтобы она приступила к всплытию. А дождавшись этого, подняли станцию, записывающую данные, на борт судна. Их расшифровкой и обработкой сейчас занимаются представители института, добавил замдиректора ААНИИ. По его словам, петербуржцы впервые в истории института выполнили своими силами операцию по подъему ПАБС в Северном Ледовитом океане с двухкилометровой глубины.
МЕЖДУ ТЕМ
Климатические наблюдения в Арктике представители ААНИИ ведут не одно десятилетие. С 1990‑х годов они стали фиксировать потепление в высоких широтах. По их данным, к 2020 году температура воздуха зимой там выросла более чем на четыре градуса по Цельсию, а в летнее время повысилась на два градуса. Если же говорить о Северном морском пути, где ведется судоходство, эти значения оказались там на один-два градуса выше.
Правда, наблюдаются температурные «качели». Зимой 2018 года на трассе Севморпути был отмечен абсолютный максимум температур, когда вода оказалась теплее обычного (летний рекорд зафиксировали двумя годами позже), после чего ее температура понизилась. Но в прошлом году вновь наметилось повышение температуры (под влиянием притока тепла и влаги из более низких широт), которое может продолжиться до 2027‑го, считают ученые.
Морской лед в Арктике при этом сохранится, хотя площадь его уменьшается. На акватории Севморпути площадь, занятая льдом в сентябре, непрерывно уменьшается уже много лет (вместе с ростом летней температуры воздуха). А за последние десять лет она сократилась, по расчетам специалистов, в восемь раз — до 234 тыс. кв. км.
Значительная часть этой трассы в летний период теперь освобождается ото льдов. Но из‑за особенности дрейфа и перераспределения ледяного покрова зоны сплоченного льда могут сохраняться в некоторых местах трассы (у пролива Вилькицкого, например) и в летний сезон. Осенью же наблюдается аномально быстрое замерзание арктических морей. И хотя толщина льда в этот период не очень велика, без ледокольной проводки суда там не могут пройти.
Читайте также:
Специалисты ОСК продемонстрировали свои достижения в сфере цифровой трансформации отрасли
Педагоги и школьники Петербурга отправились к Северному полюсу на «Ледоколе знаний»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (7994) от 17.09.2025 под заголовком ««Наблюдатель» под студеной водой».





Комментарии