На Южном Урале запустили серийное производство оборудования для дноуглубительных работ

Оборудование предназначено для чистки заболоченных водоемов, добычи песка и ила. Как сообщили в региональном минпроме, по ряду показателей машина превосходит зарубежные аналоги.

На Южном Урале запустили серийное производство оборудования для дноуглубительных работ | ФОТО ricardo frantz on Unsplash

ФОТО ricardo frantz on Unsplash

С проблемой заиливания водоемов южноуральцы знакомы не понаслышке. По оценкам специалистов, объем донных отложений в главной водной артерии Челябинска — реке Миасс — достигает 11 миллионов кубометров, а высота накопленного ила в некоторых местах превышает два метра при глубине реки два с половиной. Исправлять ситуацию до сих пор приходилось с помощью дорогостоящего импортного оборудования. И конструкторы Уральского судостроительного завода земснарядов и маломерных судов технического флота решили разработать свою машину, восполнив пробел на отечественном рынке.

«На реализацию затеи ушло семь лет, — рассказал директор предприятия Александр Толмачев. — Сама по себе идея универсального амфибийного комплекса не нова. Но с 1990‑х годов на рынке были представлены исключительно импортные модели, причем одного производителя».

Сегодня на рынке ситуация иная. Заказчики заинтересовались южноуральской разработкой. За три года машину удалось вывести в серийное производство.

Новый комплекс — самоходная плавающая машина, состоящая из трех понтонов — центрального и боковых, придающих устойчивость на воде. Корма оборудована свайным устройством шагающего типа, нос — передними опорами с поплавками для работы на мелководье, спуска на воду и выхода на берег без помощи крана. А многофункциональность машины обеспечена сменным комплектом навесного оборудования, в который входят экскаваторный ковш, грабли для уборки растительности и погружной грунтовый насос с фрезерным рыхлителем.

Такое оборудование устанавливается на мощную поворотную гид­равлическую стрелу. Причем габариты узлов позволяют перевозить их в разобранном виде как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. Но главной особенностью новинки стало собственное программное обеспечение, в котором инженеры задействовали возможности искусственного интеллекта. С помощью трехмерной системы позиционирования оператор видит положение машины и грунтозаборного устройства относительно карты глубин и может определить нужный участок акватории, на котором работы еще не проводились. По мнению специалистов, это позволяет повысить эффективность гидротехнических работ более чем на 20 %.

Первый серийный экземпляр отечественного амфибийного комплекса уже отправлен заказчику. До конца года предприятие планирует изготовить еще три машины, а в следующем — сразу 12. Параллельно приступили к разработке беспилотной полуавтоматической версии комплекса. Такое решение позволит одному оператору управлять несколькими машинами, а также проводить работы в сложных условиях.

Читайте также:

Ржавчина отступит: подобран оптимальный метод антикоррозийной обработки авиационной стали

Студенты БГТУ «Военмех» имени Устинова разработали сверхлёгкую ракету


#амфибийный комплекс #технологии #ученые

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (7979) от 27.08.2025 под заголовком «Самоходка против болот».


Комментарии