На яхте - к берегам Антарктиды. Студенты Макаровки совершили поход на Шестой континент
Цель была - походом на яхте «Елизавета» отметить 200-летие открытия Шестого континента. И пока экипаж выполнял миссию, в вузе держали кулаки. Потому что мало кто решится идти в Антарктику на судне длиной всего лишь с автобус. Шлюпы первооткрывателей Беллинсгаузена и Лазарева были вдвое больше.
Немногие решатся пойти в Антарктиду на яхте размером не больше автобуса. ФОТО предоставлено ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова
Сергей Барышников, ректор Госуниверситета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, говорит: чтобы снаряжать такую экспедицию, потребовалось «волевое решение»:
- Контролирующие организации любят задавать вопрос: «А зачем?». Но мы очень хотели, чтобы флаг Макаровки развевался в Антарктиде.
Сейчас флаг, по-походному потрепанный, вернулся в вуз на вечное хранение. Насчет выбора плавсредства ректор убежден: моряк тот, кто мог с борта зачерпнуть рукой воды. В том смысле, что с лайнера не зачерпнешь, покажи себя на малотоннажке.
- Воду мы чем только не черпали, - докладывает руководитель экспедиции проректор Игорь Диденко. - Вода была везде. И на палубе, и в кокпите. Наши коллеги, товарищи несли вахту «четыре через восемь» вне зависимости от погодных условий.
«Коллеги, товарищи» - это проректор и о третьекурснике вуза Данииле Некруте, и о Тимофее Полозняке, который еще в макаровском колледже учится. Оба - будущие судоводители. Оба «неместные», Тверь и Сочи, там занимались в парусных школах, а здесь прошли спецкурс яхтенного рулевого, есть международные сертификаты. Тимофей уже ходил на макаровской яхте «Полюс» по Финскому заливу, Даниил - боцман яхты «Акела», флагмана флота Макаровки, участвовал в регатах по Балтийскому и Северному морям.
Те, кто провожал курсантов в антарктический поход, а потом встречал, говорят: вернулись взрослыми, возмужавшими (на фото - курсант Даниил Некрут). ФОТО предоставлено ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова
Для экипажа плавание в Антарктиду началось с полета в Аргентину. Потому что яхта «Елизавета» не макаровская, ее владелец и капитан - вице-президент Ассоциации полярников Алексей Логинов. Яхта вышла из Красноярска еще летом 2017-го, прошла по Енисею через Ледовитый океан, Кильский канал, Бискай, Атлантический океан вдоль Южной Америки до мыса Горн, до аргентинского города Ушуайя, перечисляла проректор вуза Елена Смягликова...
Вот туда макаровцы и летели, чтобы влиться в четвертый, «антарктический», этап кругосветки. Самый принципиальный. Потому что 2020-й - Год Антарктиды. И потому что, как оказалось, нелишне напомнить, кто открыл ледовый континент. Да, понятно, что Беллинсгаузен с Лазаревым. Но, к примеру, эстонский президент, прибывшая в Аргентину на отмечание исторической даты, сообщила, что к открытию причастна Эстония, потому как Фаддей Фаддеевич - уроженец эстонского острова Эзель.
До российской антарктической станции «Беллинсгаузен» шли по проливу Дрейка. У него «прекрасная» репутация: «одно из самых опасных мест на планете», «самое штормовое место» и т. д. Чтобы все про него понять, достаточно понаблюдать, как вполне солидные яхты выходят из пролива Бигль в пролив Дрейка и тут же возвращаются, едва начинается волна.
- Волна не самая большая. Этаж третий, может быть, - прикидывает участник экспедиции Сергей Савельев. В обычное время он капитанствует на учебной яхте «Полюс».
Как оказалось, волна не самое трудное.
- Мы до станции «Беллинсгаузен» шли пять суток, а обратно - восемь! - рассказывает Савельев. - Все время был встречный ветер. Интересно, что сам по себе океан пустынный, никого не встретишь, и вдруг день на третий чуть лоб в лоб не столкнулись с английской яхтой. Запросили у англичан прогноз погоды, те сказали: к вечеру ветер стихнет. Проходят сутки, вторые, третьи, четвертые... Ветер так и дул в лоб. Такой, что трудно выйти на палубу, трудно производить работы.
Для обоих курсантов самым стрессовым оказался вот этот черепаший шаг.
- Думаешь, что через пару-тройку дней будешь на месте, а вторые сутки идешь со скоростью полтора узла, - говорит Даниил.
Тимофей согласен:
- Это то, к чему, наверное, невозможно подготовиться: аппаратура тебе говорит, что расчетное время прибытия - через 100 часов, и ровно такое же время показывает и на следующую вахту, и еще через вахту. Морально тяжело.
Позже наши спрашивали у моряков ВМФ Аргентины: а как вы прогнозируете погодную ситуацию? Те говорят: берем три прогноза из разных источников, сопоставляем, моделируем свой прогноз сообразно нашему опыту... «Ну и?..» «Ну... И никогда не сбывается!»
Аргентинские военные моряки стали нашим как родные: помогали устранить поломки после трепки в шторме.
Эта экспедиция получилась заодно чем-то вроде «навестить своих»: капитан «Елизаветы» - макаровец; начальник станции «Беллинсгаузен» Виктор Веледин - макаровец. Вообще-то и капитан той эстонской яхты «Беллинсгаузен», на которой прибыла госпожа президент, как выяснилось, тоже макаровец.
...У яхты «Елизавета» впечатляющая биография: корпус сделан в 1990-е на Красноярском заводе комбайнов. Там и находился, пока у завода менялись собственники. Потом корпус выкупил красноярец и на домашнем участке доделывал. Затем приобрел Логинов (он в Красноярске поддерживает детский парусный спорт). Два с лишним года назад яхта вышла из пресноводного Красноярского водохранилища и (с заходом в Петербург для доведения до нужных стандартов) добралась до Антарктиды. Сейчас все так же в пути, завершит кругосветку через год-полтора в Красноярске. Правда, с учетом коронавируса путешествие наверняка придется корректировать.
Макаровцы успели обернуться до карантинных мер. Должно быть, сейчас Даниилу и Тимофею условия самоизоляции, да еще всякое отсутствие движения вперед (ощущаемое сейчас многими) не бог весть какое испытание.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 068 (6666) от 22.04.2020 под заголовком «Волна небольшая. С три этажа».
Комментарии