На волжской «Верфи братьев Нобель» состоялась закладка ледокольного буксира «Нарвская застава»
Замыслы Смольного пополнить природоохранный флот Петербурга теперь непременно сбудутся. Подготовительная работа по корректировке проекта, выбору подходящего исполнителя и подписанию госконтракта завершена. И вот произошло долгожданное событие: на волжской «Верфи братьев Нобель» состоялась закладка ледокольного буксира «Нарвская застава».
ФОТО Tsuguliev on Shutterstock
Близнецом своего предшественника, «Невской заставы», этот аварийно-спасательный буксир ледокольного типа не станет. Хотя проектировали их одни специалисты — инженеры петербургского проектно-конструкторского бюро «Инженерный центр судостроения». И делали они это с учетом пожеланий городского комитета по природопользованию, воплощая замыслы заказчика.
Что роднит оба ледокола? При такой же ширине и осадке, что у своего собрата, буксир «Нарвская застава» проекта 3262 будет на метр длиннее (42,5 метра). Но главное, конечно, другое. Благодаря особому механизму, позволяющему поднимать и опускать ходовую рубку (мачта и антенны там тоже складные), прежнее, действующее судно может проходить под невскими мостами без их разводки. Такой же способностью проектировщики наделили второй ледокол.
Ну и назначение, разумеется. Это суда, способные решать не одну-две, а целый перечень задач. Устранение зажоров на Неве, чтобы не было весенних подтоплений прибрежных территорий города, и буксировка судов. Ликвидация разливов нефтепродуктов, участие в спасательных операциях и тушении пожаров (для этого там имеются мощные лафетные стволы). Вот почему такой ледокол и называется «многофункциональное судно».
Но есть у двух буксиров, первый из которых был построен 15 лет назад в Петербурге на судоверфи «Алмаз», а введен в эксплуатацию годом позже, в 2010‑м, и некоторые различия. Тоже существенные. Так, корабелы установят на втором ледоколе, который будет эксплуатировать природоохранное предприятие ГКУ «Пиларн», полностью отечественное оборудование. Тогда как на первом узлов и механизмов российского производства было не очень‑то много. Что‑то из гидравлики и электрооборудования, например, да и судовая мебель.
Еще один существенный нюанс: вторую ледокольную «Заставу» специалисты проектировали с учетом недочетов, выявленных на первой в ходе ее многолетней работы. Скажем, ходовую рубку несколько сдвинули в сторону носовой части, чтобы улучшить капитану обзор.
Проектная документация была подготовлена несколько лет назад, в 2018‑м ее одобрил Российский морской регистр судоходства. Работы по строительству «Нарвской заставы» после корректировки проекта, правда, планировалось начать раньше. Но так или иначе в декабре 2023‑го контракт был заключен. И предприятие, получившее госзаказ по итогам конкурсных процедур, приступило к резке металла. После чего состоялась церемония закладки киля этого ледокола.
Построить его взялась судоверфь, находящаяся в городе Рыбинске, у слияния Волги и Шексны. Ее производственные мощности позволяют это сделать. И работники «Верфи братьев Нобель», кроме того, обладают нужными опытом и компетенциями. А петербургский вице-губернатор Алексей Корабельников выразил уверенность по случаю закладки этого судна, что оно будет соответствовать отраслевым веяниям и мировым стандартам.
«Задача соединить широкий функционал судна с его ограниченными габаритами поставила перед конструкторами много вопросов, связанных с оптимальным размещением судового оборудования для его надежной работы, — отметил при этом гендиректор предприятия Дмитрий Быстров. — А нам предстоит теперь реализовать на практике задуманное проектантами».
Ледокольный буксир «Нарвская застава», имея укрепленный корпус и особую носовую оконечность, сможет преодолевать льды толщиной до 0,6 метра со скоростью два-три узла. А на чистой воде за счет мощной энергетической установки — два двигателя по 1800 кВт каждый — судно будет развивать скорость до 11 узлов.
Второй ледокол, который войдет в состав аварийной службы «Пиларна» (наряду с ледоколом «Невская застава», нефтесборщиками, патрульными катерами, плавучей базой и др.), поможет первому справляться со своими обязанностями. Благодаря ему, расширив географию работ, город сможет еще лучше обеспечивать экологическую безопасность в прибрежных районах Финского залива и на внутренних водных путях, говорят специалисты.
Это касается борьбы с зажорами, работ по разрушению ледовых образований в местах, где берется вода из Невы для городских нужд, и мониторинга обстановки. Новое судно будет также круглогодично участвовать в аварийном сборе нефтяных пятен на реках (там установлен гидравлический кран с ковшовым нефтесборщиком), спасательных и противопожарных операциях. Тут ему не будет равных: более крупные ледоколы под невскими мостами не пройдут. А речные суда-нефтесборщики в условиях большого скопления льда сделать что‑то бессильны.
Еще корабелы оснастят новый буксир-ледокол водолазным оборудованием для восстановления коммуникаций, проложенных по дну Невы, и подобных ремонтных работ под водой. Проводя их, экипаж судна будет поддерживать связь с диспетчерской службой. Но сможет работать полностью в автономном режиме: на борту ледокола специалисты установят дизель-генератор и гидростанцию.
Работы по постройке судна корабелы намечают завершить в 2026 году.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (7705) от 16.07.2024 под заголовком ««Застава» специального назначения».
Комментарии