На паузе. Когда возобновят работу автомобильные заводы в Петербурге?

Одним из непростых для нашего региона последствий санкционного давления стала приостановка автозаводов. Шестой месяц подряд Hyundai, Nissan и Toyota остаются «на паузе». Но есть и позитивные сигналы для отрасли.

На паузе. Когда возобновят работу автомобильные заводы в Петербурге? | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Зарплату еще платят

Пока на южнокорейском заводе Hyundai производство заморожено до конца августа, но уже звучат и другие сроки: до конца года. Параллельно компания рассматривает возможность поэтапного сокращения штата. В простое вместе с ним находится также весь пул поставщиков. Nissan уже точно не запустит конвейер до конца сентября, при этом руководство японской компании не исключало остановки до апреля 2023 года. Что касается Toyota, то в пресс-службе завода в ответ на наш запрос называть конкретные сроки не стали, указав лишь на нарушения в цепочках поставок и нехватку комплектующих.

При этом чиновники время от времени сообщают о скором возобновлении работы, хотя о датах тоже предпочитают не говорить. Так, в городском комитете по промышленной политике, инновациям и торговле на наш запрос сообщили, что с автопроизводителями осуществляется постоянное взаимодействие, включающее мониторинг сложившейся ситуации.

Жестких мер по отношению к восточным партнерам применять явно не планируют. «Надо отдать должное владельцам наших автозаводов — они ведут себя очень достойно. Выплачивают сотрудникам не менее 2/3 средней зарплаты. Никого не сокращают и не увольняют иначе, как по личному заявлению», — говорит губернатор Петербурга Александр Беглов.

Сойдемся на шести окладах?

Пауза в работе автозаводов сказывается и на их поставщиках. Так, начали сокращать персонал на производящем автокомпоненты петербургском заводе ООО «Питерформ», который ушел в простой с 1 марта. ООО «Питерформ» принадлежит австрийской Cosym Holding AG, которой в свою очередь владеет канадская Magna International Inc.

На предприятии работают около тысячи человек, из них собираются сократить более половины, рассказал специалист по продажам ООО «Питерформ» Артем Обатуров. Работникам предложили уйти добровольно «по соглашению сторон», получив при этом пять окладов, в противном случае придется покинуть компанию «по сокращению штата». Речь пока идет о площадке в Каменке, где размещено производство компонентов для Hyundai. Также у «Питерформ» есть площадка в Шушарах, где выпускают детали для Nissan и KIA.

​Ранее аналогичная участь постигла рабочих автозавода Volkswagen в Нижнем Новгороде, сотрудникам которого предложили покинуть компанию по «собственному желанию» в обмен на денежную компенсацию в размере пяти окладов, медицинскую страховку до конца года и корпоративные ноутбуки и смартфоны. После вмешательства профсоюза сумма отступных увеличилась до шести средних зарплат, а тем, кто получал субсидию на покупку нового автомобиля, не надо будет ее возвращать. Также работники получат премию за выслугу лет. Закрытие нижегородского офиса затронуло пока 60 человек, большинство из которых приняли предложение добровольно покинуть компанию.

Похожая ситуация и на российском заводе АвтоВАЗа «Lada Ижевск», где собирались модели Vesta. Согласно предложению концерна, сотрудник, пожелавший уволиться, в зависимости от стажа работы получит от 5 до 7 окладов. Также АвтоВАЗ обещает содействие в трудоустройстве на предприятиях Ижевска, готов оплатить обучение другим профессиям. Трудовой коллектив, однако, от этих предложений не в восторге и даже обратился к руководству страны с просьбой сохранить автозавод.

Не исключено, что с подобным выбором придется столкнуться и сотрудникам питерских автопредприятий. Как рассказала руководитель профсоюзной организации петербургского завода ООО «Тойота Мотор» Марина Сташкевич, рабочие здесь надеются, что к сентябрю все прояснится. Вспоминая историю с всеволожским «Фордом», Сташкевич говорит, что разговор с руководством стоит начинать как минимум с 15 окладов. Работники завода имеют бессрочный трудовой договор, у многих солидный стаж.

А вот на заводе Hyundai нет проф­союза — пять лет назад попытка его создания не удалась. Со всеми работниками заключены срочные трудовые договоры, по­этому расстаться с ними руководству будет проще.

​Сколько стоят заводы

​Очевидно, самим заводам платить за простой рано или поздно надоест. По имеющейся информации, немецкий концерн Volkswagen Group начал подготовку к продаже своего единственного российского предприятия. Позитивный сигнал для автопрома — так расценивают эту новость. Компания важна для экономики страны, ее инвестиции в отрасль одни из самых значительных — более 200 млрд руб. На предприятии уже побывали делегации потенциальных покупателей из Казахстана и Австрии, а также представители Минпромторга.

​Генеральный директор компании Fresh Auto Денис Мигаль уверен, что концерны могут соз­дать совместные предприятия и выпускать автомобили, сохранив технологии, но отказавшись от бренда. Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает, что рабочей схемой для Volkswagen по сохранению бизнеса и даже производства в РФ в условиях западных санкций мог бы стать договор с узбекистанскими или казахстанскими автокомпаниями.

Если же говорить о введении внешнего управления, то «подхватить» западные компании очень и очень непросто. Во-первых, нашумевший законопроект «О внешней администрации по управлению организацией» до сих пор не принят, прошел только первое чтение в Госдуме. Во-вторых, приостановившие работу заводы под этот закон все равно не подпадают, поскольку не «бросили» работу, а лишь приостановили ее в ситуации неопределенности.

Зато актуален московский вариант. Напомним, столичный градоначальник Сергей Собянин при активном содействии Минпромторга забрал автозавод Renault на баланс города, заплатив за него символический один рубль, но с обязательством возврата при изменении обстоятельств в лучшую сторону. Выиграли, по сути, все. Сохранившийся в большей части трудовой коллектив возобновит производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич», которые со временем станут и электрическими.

По словам вице-губернатора Петербурга Алексея Корабельникова, в Смольном обсуждают несколько сценариев развития событий, поскольку позиция иностранных штаб-квартир в отношении работы в России остается неизменной, а сбои в поставках комплектующих не преодолены. Городские власти рассчитывают, что рано или поздно заводы будут возвращаться к нормальному режиму работы, однако нельзя и полностью исключать повторения варианта General Motors, то есть увольнения сотрудников и консервации площадок на несколько лет. Вариант передачи заводов стороннему инвестору или местному менеджменту вице-губернатор считает маловероятным. Переход заводов городу по примеру Моск­вы не исключен, но такой сценарий не является приоритетным.

Господдержка не для всех

Как сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров, министерство намерено поддержать производство автомобилей на заводе «Моск­вич»: на локализацию компонентов средства могут быть выделены в виде льготных займов по программе Фонда развития промышленности, а разработка новой автоплатформы сможет получить субсидии на НИОКР.

Теперь логика развития отечественного автопрома диктует ставку на собственные разработки. «Новые продукты будут разрабатываться на отечественных платформах с использованием российских инжиниринговых компетенций и с максимальным привлечением российских поставщиков компонентов. Это принципиальное решение», — отметил Мантуров.

Недавно Минпромторг объявил о возобновлении программ стимулирования спроса на отечественные автомобили. Однако льготы не распространяются на локализованные производства зарубежных автоконцернов. В былые времена Kia Rio и Hyundai Solaris петербургской сборки включались в программы Минпромторга. Но логика понятна: господдержку должны получать только те, кто работает, а не пребывает в затянувшемся летаргическом сне. В нынешнем году на программы льготного автокредитования и льготного лизинга выделено 20,7 млрд рублей, что в два раза больше по сравнению с 2021‑м. При этом автоэксперт Денис Гаврилов не исключает, что если корейцы все же успеют возобновить производство, то список моделей могут расширить. Дело за малым — запустить конвейеры.


#автомобили #заводы #производство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (7237) от 19.08.2022 под заголовком «Автопром на паузе».


Комментарии