На отдых всей семьёй. Как развивать путешествия родителей с детьми?

Масштабное исследование, впервые проведенное в Год семьи Российским союзом туриндустрии (РСТ) совместно с Национальной родительской ассоциацией, показало: семейный туризм нуждается не только в законодательном закреплении, но и в системной поддержке со стороны государства.

На отдых всей семьёй. Как развивать путешествия родителей с детьми? | ФОТО Kelly Sikkema on Unsplash

ФОТО Kelly Sikkema on Unsplash

По словам руководителя комитета РСТ по детскому, молодежному и семейному туризму Олеси Мулиер, «результаты исследования дали довольно реалистичную картину того, как отдыхает среднестатистическая российская семья». «Пока эта картина неутешительна, и поэтому наша задача — определить стимулы развития этого вида отдыха и повысить его доступность», — считает она. В свою очередь исполнительный директор общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» (НРА) Лариса Санатовская уверена, что налицо острая необходимость разработки отдельных законодательных норм и выработки системных мер поддержки внутреннего семейного туризма. «Объединять усилия органов власти и всех участников туристического рынка нужно для сохранения традиционных семейных ценностей и здоровья будущих поколений», — пояснила Мулиер.

Если говорить о семейном туризме (а под ним большая часть опрошенных понимают путешествие семейной пары с детьми, одного родителя с ребенком или даже поездку с участием дедушек и бабушек), то в минувшем году около 70 % наших граждан провели отпуск в России, а за границей это смогли сделать лишь 6 %. При этом большинство семей, отдыхавших в РФ, были на даче (33,5 %) или отправились в самостоятельные путешествия «дикарем» (33,9 %). Равное количество семей (по 16 %) выбрали отдых «остаемся дома» и «дети в лагере, а родители дома». Около 29,7 % семей проводят отпуск в совместной туристической поездке, 19 % гостят у родственников (дедушек или бабушек), а на «другой вид отдыха» приходится 9,2 % ответов респондентов. Как ни удивительно, но подавляющее большинство семей (93,3 %) либо не слышали о компенсациях за детский отдых, либо их не получали: реально воспользовались этим видом поддержки всего 6 % участников опроса. Да и в целом уровень информированности россиян о скидках и льготах, положенных семейным туристам, очень низок: больше половины либо не знают о них, либо не пользуются из‑за сложности получения.

Исследование показало: чаще всего россияне, готовые отправиться в тур по стране с детьми, хотели бы получить специальные условия на авиаперевозку (22 %), скидки от туроператоров (21 %), а также детский тариф на ребенка до 17 лет при размещении в гостинице (19 %) или льготы на железнодорожную перевозку (17 %). При этом примерно 18 % российских семей готовы потратить на путешествия до 20 тыс. руб­лей на одного члена семьи, траты от 20 до 30 тысяч могут позволить себе 16 % семей, от 30 до 40 тыс. — 12 %, а от 50 до 60 тыс. рублей — 11 %.

Большинство опрошенных назвали главным условием развития семейного отдыха в стране комплексные меры на государственном уровне по повышению его доступности. «Они должны включать в себя законодательное регулирование самого понятия «семейный туризм», государственное субсидирование поездок, а также адаптацию туристической инфраструктуры под нужды семей с детьми, — считают эксперты. — Не помешает и разработка дополнительных прог­рамм лояльности, льгот и преференций для такого вида туризма». При этом очевидно: только 30 % российских семей могут позволить себе полноценные путешествия по стране с детьми — для остальных они обходятся слишком дорого. «В результате родителям приходится либо отправлять ребенка на отдых одного, либо ехать с ним только отцу или матери», — отмечают специалисты.

Вместе с тем спрос на этот вид отдыха растет. И, согласно данным исследования РСТ совместно с Национальной родительской ассоциацией, Северная столица на общероссийском фоне не ударила лицом в грязь — в городе семейственность в туристических поездках в почете. «Мы планомерно работали над развитием семейного туризма и рады видеть результаты этого труда», — говорит врио председателя комитета по развитию туризма Петербурга Нана Гвичия.

Статистика это подтверждает: за последние три года доля гостей нашего города, приезжающих семьями, выросла почти на 15 % и достигла 53 %. И в 2024‑м, согласно данным одного из профильных интернет-ресурсов, Петербург уже прочно вошел в тройку российских городов, наиболее популярных для поездок с детьми. В Северной столице над расширением спектра предложений для путешественников с детьми разного возраста работают системно. Например, у нас имеются и оригинальные «семейные» маршруты, и масса дополнительных услуг в виде детского меню в кафе и ­ресторанах, и ориентированные на вкусы ребят мас­тер-классы и развлечения. А поскольку в этом процессе заметно постоянное движение к лучшему, есть основания полагать, что доля семейных туристов в Петербурге будет расти и впредь.

Читайте также:

В рамках образовательного проекта «Классная страна» школьники путешествуют по России

Прибавилось гостей: Вьетнам принял более 11,4 миллиона туристов



#туризм #семья #путешествия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7767) от 10.10.2024 под заголовком «На отдых всей семьей».


Комментарии