На мотоциклах через полярный круг: отважных путешественниц не испугали морозы

Четыре девушки за четыре дня четыре раза пересекли полярный круг. На мотоциклах. В лютый мороз. До сих пор такое не удавалось проделать никому, даже мужчинам. Спросите, зачем? А чтобы испытать себя. Эти девушки — фанаты мотоциклов. Тем, кто проводит жизнь на мягком диване у телевизора, этого не понять. Но можно послушать рассказы одной из этих отважных путешественниц. Ирина МАКИНА — петербурженка, работает управленцем в небольшой аптечной сети. А в свободное от работы время гоняет на мотоцикле по всей стране и за ее пределами.

На мотоциклах через полярный круг: отважных путешественниц не испугали морозы | ФОТО Šimom Caban on Unsplash

ФОТО Šimom Caban on Unsplash

— С движением байкеров петербуржцы знакомы уже неплохо. Традиционные мотопарады собирают тысячи зрителей. В городе несколько десятков мотоклубов. А в каком клубе состоите вы?

— Сообщество, в котором я состою, называется AL-KASHI. Названием оно обязано древнему арабскому математику, но мы считаем исключительно километры в пути (улыбается). Мы — одно из самых «ездовых» мотосообществ мира. Нас несколько сотен человек, представителей разных профессий и социальных слоев. Инженеры, бизнесмены, научные работники, есть даже доктора наук. Из разных городов и стран. У каждого — свое «дорожное» имя. У меня вполне банальное — Лиса.

— Вообще‑то мотоцикл вроде бы всегда считался мужским занятием…

— Мы с девочками недавно подсчитали: в нашем клубе женщин меньше 5 %. В случае со мной, думаю, все было предопределено. Во-первых, папа у меня половину жизни работал дальнобойщиком. В свое время мама его уговаривала пойти работать на маршрутку, а он почесал голову и сказал: «Это что же, я буду каждый день одни и те же пейзажи за окном видеть?». Во-вторых, наша семья — страшные непоседы, все свои летние каникулы я проводила где‑нибудь на озере в палатке. И уже в 16 лет заявила родителям, что однажды приеду к дому на своем мото­цикле.

— Мотоцикл — удовольствие недешевое…

— Первый свой мотоцикл — по тем временам более чем приличный — я купила у друзей, которые продали мне его ниже рыночной цены. Потом несколько месяцев вся зарплата уходила на возвращение долга, но я была счастлива. Сразу же сдала на права. Тогда, в 2010‑м, они были далеко не у всех мотоциклистов, но я планировала путешествовать, поэтому других вариантов не рассматривала. Но в первую же неделю вождения «прилегла» на обочине, поскользнувшись на щебенке.

— Это ваш пыл не остудило?

— Нет, я приобрела опыт. За 15 лет вождения мотоцикла у меня было единственное серьезное ДТП. Как у нас говорят, «не ты, так в тебя». В 2023 году на КАД в меня въехал «Мерседес». На мотоцикле загорелся сигнал «ошибка двигателя», мне потребовалось съехать на обочину. И я впервые при перестроении не повернула голову, чтобы проверить «слепую зону». «Мерседес» ехал на большой скорости… Две недели я пролежала дома с серьезными ушибами и сотрясением мозга. Долго восстанавливала здоровье и мотоцикл. У хозяина «Мерседеса» не было ОСАГО, и мне пришлось это делать за свой счет. Но первое, что я сделала, забрав мотоцикл из ремонта, это проехала разом до Екатеринбурга. 2400 километров за 26 часов.

— Это же какое здоровье надо иметь!

— Для меня это спорт! Давно существуют нормативы для мототуристов. При этом учитывается километраж, хронометраж, время года, характер местности и т. д. Нормативы идут по возрастающей сложности. Я выполняю один за другим, сейчас выхожу на тяжелые. В этот раз предполагала, что уложусь в «2400 км за 24 часа», но мне не повезло с погодой и дорожной обстановкой. Когда поняла, что желаемый норматив не выходит, остановилась на заправке около Перми переодеться в сухое и теплое и поспать 15 минут. Не самый плохой вариант: бывало, мне приходилось спать и на газонах, и на автобусных остановках, и даже не слезая с мотоцикла. Когда ты хочешь спать, надо хоть ненадолго отключиться, восстановить силы. Жизнь моя и окружающих дороже норматива.

— Вы чаще путешествуете в одиночестве?

— По-разному бывает. В одиночном путешествии есть своя прелесть — ни от кого не зависишь, где хочешь останавливаешься, сам определяешь удобный для тебя режим и график езды. Первые семь лет я так и путешествовала.

— Не боялись?

— Не буду лукавить, иногда бывает страшновато. Однажды по пути в Екатеринбург я глубокой ночью решила послушать навигатор и поехать не по известной мне трассе, а куда‑то в сторону. В итоге ехала всю ночь по абсолютно разбитой дороге. Кругом лес, ни одного человека. Не знала, чего бояться больше — диких животных на дороге или каких‑нибудь злых людей. Первого человека встретила на рассвете, на заправке…

— В компании, наверное, не только безопаснее, но и веселее?

— Конечно. Два года назад мы с моей подругой из Самары про­ехали Памирский тракт на границе Таджикистана и Киргизии. У нас были мотоциклы не того класса, который необходим для высокогорья и бездорожья. Нас все старались отговорить, но мы не послушались и смогли преодолеть заснеженные перевалы на 4200 м и 4655 м над уровнем моря. У меня на круг получилось около 14 тысяч километров.

Вообще мототусовка — это целый огромный мир, объединяющий людей из многих стран. Мы общаемся на фестивалях, встречаемся на маршрутах, переписываемся в соцсетях. А взаимопомощь на дорогах — вообще святое. Однажды на трассе у меня порвался тросик сцепления. Позвонила знакомому в ближайший город, он тут же выехал, тросик привез, помог поставить. А по пути на очередной фестиваль в Брест, в Смоленской области, «полетел» аккумулятор. Ребята, с которыми я ехала, сгоняли в Смоленск, привезли аккумулятор от автомобиля, прикрепили его мне на пассажирское сиденье, подсоединили. С ним я доехала до Бреста, откатала весь фестиваль и вернулась обратно.

— А за полярный круг как вы попали?

— Вообще‑то я теплолюбивое создание. А в начале ноября 2023 года мне поступило предложение в команде из четырех девушек совершить мотопробег по территории Ямала. Суть пробега заключалась в том, чтобы на мотоциклах с колясками в условиях климатической зимы четыре раза пересечь полярный круг. В тех краях я раньше была на своем мотоцикле, но летом. Однако решение было однозначным: «Едем!».

В команду кроме меня вошли девушки из Самары, Сыктывкара и Нижнего Новгорода. Группа технической поддержки сложилась из двух ребят, в том числе идейного вдохновителя моторалли Виталия из села Красноселькуп.

— Как готовились к пробегу?

— Заранее докупили обувь, химические грелки и теплые вещи больших размеров, чтобы была многослойная одежда. В жертву была принесена фитнес-пенка, которую вшили в верхние штаны для защиты коленей от ветра. Встреча с девочками произошла в аэропорту Нового Уренгоя, откуда на машине отправились в Красноселькуп.

По приезде час, как пони по кругу, объезжали незнакомую нам до этого технику. Виталий много раз предлагал это путешествие мужчинам, но никто не решился. Поскольку он до последнего был уверен, что и мы откажемся, успел подготовить только два мотоцикла. Один китайский, другой японский, а коляски к ним он приварил сам — от отечественных «Ижей».

— Получается, одна девушка за рулем, другая — в коляске?

— Такой вариант мы попробовали, но потом от него отказались. В условиях бездорожья, да при нашем минимальном опыте езды на таких машинах это был неоправданный риск. В коляски положили свои вещи, за руль садились по очереди, а согревались во внедорожнике, в котором нас сопровождали ребята.

Управляется мотоцикл с коляс­кой вообще не так, как мы привыкли. У нас перестроиться в другой ряд — это «плечиком махнула», а здесь — серьезное усилие. Вначале было напряжение: в машине, куда мы пересаживались, была гробовая тишина, все только и смотрели на впереди идущий мотоцикл. Потом потихоньку расслабились, стали слушать музыку, жевать бутерброды. И тут один мотоцикл вылетел в сугроб… Пушис­тый снег, тундра — все обошлось.

— Как произошла встреча с полярным кругом?

— Первый раз мы пересекли его в Тазовском районе, второй — в Надымском, у поселка Заполярный. Там стоят соответствующие стелы.

Дорога от Надыма идет вдоль знаменитой «501‑й стройки» — это Трансполярная магистраль, которая так и не была достроена. Летом мы видели там остатки лагерей, в которых жили заключенные — строители трассы. Зимой, конечно, все было засыпано снегом, но некоторые вышки и бараки в таком белом безмолвии все же видны. Летом на этом участке дороги было немерено проколото колес. Зимой покрытие комфорт­нее. Острые камни скрыты снегом. Наш покой нарушила метель. Представьте: снежное молоко — и так ничего не видно, и вдруг из этого молока вылетает фура, которая поднимает клубы снега. Видимость падает до нуля.

— Опасно!

— Конечно, опасно. Когда мы подъезжали к Надыму, началась ночь, и вот тут было самое страшное: неосвещенная трасса, единственное, что можешь разглядеть, — поземка, которая струей бежит по темному асфальту. С какого‑то момента наступает головокружение, начинаются оптические иллюзии. Не понимаешь, едешь ли ты в своей полосе или на встречке. К тому же визор шлема запотевает и покрывается инеем. Приходилось останавливаться и оттаивать.

От Надыма мы двинулись на запад, к селу Аксарка, недалеко от Салехарда. Это тоже за полярным кругом, на берегу Оби. К селу ведет асфальтированная дорога через тундру, которую постоянно расчищают от переметов. Ехали через снежный тоннель с высотой снега выше метра.

— А температура какая была?

— Минимальную застали ночью в Надыме. Минус 32, а по ощущениям — ниже 40. Подготовка к погодным условиям полностью не спасла. По итогам пробега у меня оказалось обморожение двух пальцев рук.

— Надо же было еще где‑то ночевать…

— По всему маршруту нас встречали друзья и знакомые — члены нашего мотосообщества и других мотоклубов. Такой теплоты и отклика мы не ожидали! Из Аксарки поехали в Салехард, расположенный прямо на полярном круге. Оттуда съездили на северо-запад, в поселок Харп — от полярного круга 60 км на север. А по домам разлетелись уже из Салехарда.

— Итак, общее ощущение?

— Потрясающее. Во-первых, ты видишь невероятную красоту. Во-вторых, испытываешь себя на прочность. Хотя максимальный дневной пробег был небольшой — максимум 450 км, мороз, снегопад и лед под колесами усложняли путь в десятки раз. Пока мы не слышали, чтобы кто‑то проезжал этот маршрут зимой.

Читайте также:

Хоккейное двоеборье. Кирилл Сафронов стал одним из организаторов «Овертайм лиги»

«Усилились шахматные школы». Анатолий Карпов номинирован на национальную спортивную премию


#мотоциклы #интервью #Ирина МАКИНА

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 35 (7857) от 27.02.2025 под заголовком «На мотоциклах через полярный круг».


Комментарии