2Vtzqv4Hz9U

На исходе антарктического лета петербургские полярники доставили в полном объеме грузы на станцию «Восток»

Они предназначены для тестовой эксплуатации построенного там нового зимовочного комплекса (НЗК).

На исходе антарктического лета петербургские полярники доставили в полном объеме грузы на станцию «Восток» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Всего в минувшем сезоне, с нояб­ря 2023‑го по февраль нынешнего года, полярники совершили 14 санно-гусеничных походов, в каждом из которых задействовали до десяти тягачей. А учитывая переброс­ку топлива на две подбазы в пути, транспортно-логистических операций было выполнено и того больше.

За это время полярники перевезли от станции «Прогресс», расположенной на берегу залива Прюдз, к внутриконтинентальной станции «Восток» более 2,6 тыс. тонн грузов. Около половины из них — топливо. Все остальное — материалы, необходимые для тестовой зимовки НЗК, продукты и оборудование для участников 69‑й Российской антарктической экспедиции. Это колоссальный объем грузов, если учесть, что упомянутые полярные станции разделяет около 1,4 тыс. км (такой путь следовало пройти не более чем за две недели). А перебросить их нужно было по сложной заснеженной трассе в морозы, довольно сильные на Шестом континенте и в это время года. В общей сложности полярники прошли по антарктическим просторам около 46 тыс. км.

В этих работах принимали учас­тие сотрудники Арктического и Антарктического института (ААНИИ) и компания «Запсибгазпром», выполняющие этот суперсложный масштабный проект.

«Нам предстоит протестировать в предстоящем сезоне работоспособность НЗК, оценить на практике, сколько он потребляет электро­энергии, и проверить надежность всех его инженерных систем при экст­ремально низких температурах — ниже минус 80 градусов, — рассказал Александр Макаров, директор института. — Главное, что требуется для безопасной и комфортной зимовки, — необходимый объем энергоносителя. Для этого на станции имеются 12 резервуаров, содержащих двухгодичный запас топлива».

По словам Макарова, работу НЗК обеспечат шесть мощных дизель-генераторов. При этом существенно снизить энергопотребление и свес­ти к минимуму теплопотери позволят почти метровый слой утеплителя и герметичный облицовочный контур, покрывающие модули станции.

В опытно-промышленную эксплуатацию НЗК был запущен в конце января — команду к его запуску дал президент РФ. Общая площадь пяти модулей новой станции, образующих единое здание длиной 140 мет­ров на 36 трехметровых опорах (под которыми техника будет постоянно убирать снег), составляет около 3 тыс. кв. м. Полностью ­ввести в строй этот не имеющий аналогов полярный городок планируется в начале следующего года.

МЕЖДУ ТЕМ 

Покинув недавно Петербург, научно-экспедиционное судно «Академик Трешников» взяло курс на Антарктиду, чтобы доставить туда сменный состав полярников, полсотни человек, и около 2 тыс. тонн новых грузов. Ожидается, что рейс продлится более 130 суток (маршрут проляжет через три океана — Атлантический, Индийский и Южный). 26 марта, в соответствии с планом, судно должно прибыть в южноафриканский порт «Кейптаун», а к концу первой декады апреля достигнет берегов Антарктиды. Во время плавания ученые будут выполнять с борта судна исследования по утвержденной программе. Вернуться в порт приписки «Академик Трешников» должен будет в середине июня.


#полярники #груз #результаты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 41 (7617) от 06.03.2024 под заголовком «Антарктический марафон ».


Комментарии