На берегу реки Волхов, у стен Новгородского кремля, появился новый пассажирский причал

Сеть причалов для пассажирских судов на водном маршруте, соединяющем 47‑й регион и Новгородскую область, пополнилась новым объектом. Он построен на берегу реки Волхова, у стен Новгородского кремля, и скоро из Петербурга туда можно будет добираться на речном теплоходе. Этот причал станет конечной точкой туристического маршрута, проложенного по северной части исторического торгового пути «из варяг в греки». А следующий этап его развития связан со строительством двух подобных причалов в Карелии.

На берегу реки Волхов, у стен Новгородского кремля, появился новый пассажирский причал | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Проект по развитию причальной инфраструктуры для этой сети соседняя область начала осуществлять семь лет назад. А губернаторы Ленобласти, Карелии и Новгородской области подписали соглашение о сотрудничестве в этой сфере, поскольку экскурсионный водный маршрут проляжет через эти регионы, захватив Петербург.

Что удалось сделать за эти годы? Новые причалы были построены на Неве (крепость Орешек, Дубровка и музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»), а также на реках Волхове (Старая Ладога, Кириши, Грузино и Великий Новгород) и Свири (Свирьстрой). Это не считая петербургского ­причала, обосновавшегося возле моста Александра Невского.

Если учесть, что проектирование каждого такого объекта длится два-три месяца, а на его строительство уходит до полугода, стоит признать, что сделано немало. Тем более что подготовке проектной документации предшествуют промеры речных глубин (с помощью многолучевого эхолота) и непростые инженерно-изыскательские работы, отмечает Михаил Присяжнюк, председатель комитета по транспорту Ленобласти.

Первый причал новой сети, строящейся на средства инвесторов в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы Ленобласти» (чтобы перевозить по воде больше пассажиров и совершать больше круизных перевозок), появился у Старой Ладоги. Он стал своего рода эталонным, определив уровень, ниже которого опускаться по качеству сооружения таких объектов было недопустимо. В навигацию 2023‑го благодаря ему в это старинное село, которое считается первой столицей Древней Руси, было совершено уже более 120 судозаходов.

Но развитие внутреннего туризма не единственная цель, которую ставят перед собой участники проекта. По их мнению, по мере расширения причальной инфраструктуры интерес круизных компаний к обновлению пассажирского флота будет расти, так как ввод в строй новых причалов заставляет улучшать вокруг них общественное пространство.

То есть проект вроде бы имеет отношение только к водному транспорту — скоростным «Метеорам» и другим теплоходам — и развитию туризма, а на деле стимулирует комплексное развитие территории, в которое вовлечен малый бизнес. Причалы к тому же выполнены в едином ключе, и объекты, возникающие в разных регионах, друг от друга особо не отличаются.

Это касается и новгородского причала, сооруженного после капитальной реконструкции набережной на реке Волхове, в водах которой отражаются высокие стены старого кремля. Длина этого причала составила 71 метр, он погружен в грунт реки на десять мет­ров, а при его сооружении использовано более 120 тонн металла. Причал способен выдержать ледоход любой силы, и ему не страшно обильное половодье, уверяют специалисты. Он может принимать крупные речные суда — вроде трехпалубного теплохода «Сергей Есенин», что увеличит поток туристов и будет способствовать развитию пассажирского сообщения.

Эстетическую составляющую (красивые причальные решетки, к примеру) исполнители тоже принимают в расчет — помимо надежности и безопасности. А еще при сооружении этих объектов используют технологии, не наносящие вреда природной среде, подчеркнул руководитель комитета по транспорту 47‑го региона: например, щадящий метод вибропогружения свай.

Такие причалы могут принимать пассажирские суда разных типов. К новому 90‑метровому причалу на Ореховом острове, скажем, смогли швартоваться даже крупные четырехпалубные теплоходы вместимостью до 300 человек. Когда надстройка такого судна примерно одной высоты с крепостными стенами, это, знаете ли, впечатляет. А в прошлую навигацию лайнер-гигант «Мустай Карим», первое за полвека отечественное круизное судно, миновал с заходами в отдельные точки вод­ные пути Ленобласти и прибыл в порт Выборга…

Межрегиональный проект (его куратором выступает комитет по транспорту Ленобласти) с концепцией, напоминающей о древнем пути викингов, которым пользовались русские купцы, реализуется с учетом работы, которая ведется также вне рамок госпрог­раммы. Правда, темпы развития круизного и пассажирского сообщения таковы, что существующая причальная сеть пока не отвечает возросшим потребностям. Хотелось бы проектировать и строить один-два причала в год, не меньше, говорят чиновники.

Возможно, это получится, но пока из‑за многочисленных сложностей ускорить процесс не удается. Во-первых, он сопряжен с сопутствующими работами — такими как реставрация набережных или разминирование акватории (как в районе Невской Дубровки). Во-вторых, приходится учитывать особенности рек и береговой полосы. Так, причал у поселка Свирьстрой построен недалеко от речного шлюза и связан с берегом длинным переходом, что удорожило конструкцию.

Тем не менее работа идет. В Карелии строительство новых речных причалов начнется, когда подрядчик завершит работу над мостовыми сооружениями, рассказал Михаил Присяжнюк. Стартует ли этот проект в нынешнюю навигацию, загадывать сложно, это зависит от многих условий.

Неясно пока и другое: когда водный экскурсионный маршрут дотянется до Выборга, где тоже намечено построить новый причал. Такой проект власти рассматривают, добавил Присяжнюк, но для этого потребуются суда класса «река — море», способные выходить в Финский залив. А это уже вопрос к корабелам и заказчикам пассажирских судов такого типа. Зато с уверенностью можно сказать, что география «варяжского» проекта расширится. Большой интерес к нему проявляют Подмосковье и другие регионы.


#причал #водный туризм #Волхов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (7714) от 29.07.2024 под заголовком «По следам древних викингов».


Комментарии