На Алтай за здоровьем: здесь можно вылечить как душу, так и тело
Проезжая по алтайским «местам силы», вдоволь насмотришься на адептов здорового образа жизни, исповедующих различные эзотерические практики и подпитывающихся энергией от солнца, воды, камней и древних курганов. Гиды рассказывают о них с осторожностью: дескать, кому‑то помогает, а кому‑то и нет. Вопрос веры, и наука тут бессильна. Есть, однако, вещи бесспорные, проверенные опытом и научными исследованиями. И если ориентироваться на них, наверняка не прогадаешь.
Прогулки по горным тропинкам — лучшее лекарство./ФОТО АВТОРА
Лекарство — аэроионы
«Белокуриху Всевышний // Очень сильно полюбил: // Сделал здравницей престижной, // Водой живою наделил» — так начинает свой эпос, посвященный любимому городу, «иронический поэт» Михаил Кузюков. Рассказ свой, перемежаемый байками да шутками-прибаутками, он ведет в крошечном помещении местного музея.
Натяжки в таком сравнении нет никакой. Город расположен в окружении довольно высоких лесистых гор и при этом невысоко над уровнем моря. Гордость Белокурихи — термальные минеральные радоновые источники. По легенде, белый пар, курящийся над ними, и дал название городу. Сочетание этих испарений с чистейшим горным воздухом обеспечивает уникальный целебный микроклимат. Главное его достоинство — легкие аэроионы, содержание которых в Белокурихе вдвое выше, чем на самом модном альпийском курорте.
А случайным первооткрывателем лечебных свойств термальных вод считается один из первых жителей деревни Ново-Белокуриха, во дворе у которого бил небольшой подземный ключ. Коровы этого крестьянина отличались отменным здоровьем, гладкой шерстью и высокими надоями. Такие же ключи потом обнаружились в ближайших окрестностях деревни. Многие ее жители заметили целебную силу соседнего теплого озера — купание в нем избавляло от болей в суставах, сыпи и золотухи.
В 1866 году двое крестьян наполнили бочки чудодейственной водой и повезли ее продавать на ярмарку в город Бийск. Необычным товаром заинтересовался царский чиновник Степан Гуляев. Расспросил мужиков, а вскоре и сам приехал к ним в деревню. Обследовал горячие ключи и на крестьянском сходе объявил, что их надо сохранить и обустроить, так как в будущем они принесут большую пользу людям. Уже на следующий год у главного ключа была построена водолечебница — накрытая деревянным навесом «купель». С нее и началась жизнь курорта.
До революции, правда, жил он непросто. Сначала все постройки снесло наводнением. Сделали новые — их уничтожило пожаром. Настоящее развитие началось лишь в годы советской власти. К концу 1930‑х годов здесь уже располагался целый комплекс рубленых корпусов, а Белокуриха стала одним из главных курортов СССР.
Исследованием целебных вод занимался целый «десант» виднейших советских ученых во главе с академиком Мясниковым (между прочим, отцом известного сегодня врача-телеведущего). Именно он разработал систему лечебных процедур, включающую длительные прогулки по живописным горным окрестностям. А один из самых красивых маршрутов — на горе Церковка, куда можно подняться по канатной дороге.
Сейчас Белокуриха — круглогодичный курорт, включающий в себя почти два десятка санаториев (в т. ч. два детских). А в десяти километрах от него совсем недавно возник новый — «Белокуриха Горная». Помимо минеральных вод знаменит он и великолепным горнолыжным комплексом «Мишина гора». Все это еще в развитии, и не исключено, что в будущем рядом появится еще не один популярный курорт.
Что такое Манжерок?
Эту задорную песню в исполнении Эдиты Пьехи мы знаем с детства. Однако на поставленный в ней вопрос в тексте ответа нет. «Дружба». «Верность». «Место нашей встречи»… И ничего конкретного. На самом деле Манжерок — озеро на правом берегу Катуни на высоте 373 м над уровнем моря. Расположено оно у подножия горы Малая Синюха, в 36 километрах езды от аэропорта Горно-Алтайска.
В песню же оно попало не случайно. Дело в том, что в 1966 году Советский Союз подписал очередное соглашение о сотрудничестве с Монголией. В честь чего на берегу этого озера (а рядом еще и село с таким же названием) был устроен большой молодежный фестиваль. Ему нужен был гимн, и организаторы обратились с заказом к композитору Оскару Фельцману и поэту Науму Олеву, который, судя по всему, не очень понимал, где находится Манжерок и что это такое вообще, вот и напустил тумана. К слову, название это специалисты переводят как «сторожевая», или «туманная сопка», — от монгольского «манна» («туман») или «манн» («стража»).
Первым исполнителем гимна был участвовавший в фестивале женский музыкальный коллектив «Эхо» из Таллина. А через несколько месяцев специально для «Голубого огонька», уже как гимн, песню исполнила Эдита Пьеха. Именно тогда про Манжерок и услышал весь Советский Союз.
В последние годы, однако, все больше людей узнают о нем безотносительно к песне. С 2010 года здесь начал работу одноименный горнолыжный комплекс. К тому времени озеро сильно обмелело и стало интенсивно зарастать. Береговая линия (в т. ч. из‑за рубки леса и распашки лугов) отступила от прежнего уровня на 10 – 15 метров. Проект реабилитации памятника природы реализовывался параллельно с развитием курорта. В настоящее время он уже завершен. Причем, как уверяет руководство Республики Алтай, с сохранением реликтовых растений озера — ореха чилима и лилий. Места, где они произрастают, не были затронуты.
На курорте сегодня три канатные дороги, 22 км горнолыжных трасс и 13 км трасс байк-парка. В июне прошлого года здесь открыли пятизвездный отель, который стал самым большим отелем премиум-класса в Сибири. Вскоре было объявлено о строительстве второго, впоследствии планируется построить и еще два.
Когда поднимаешься по канатной дороге на 1020‑метровую высоту горы Малая Синюха, помимо грандиозного подковообразного отеля видна гигантская стройка. Прямо у конечной станции — ощетинившийся прутьями арматуры полукруглый остов будущего панорамного ресторана. Поодаль прокладывают новые горнолыжные трассы, их общая длина должна составить 67 километров. Для тех же, кто лыжам предпочитает пешую ходьбу, уже работают специальные экологические тропы.
Поднявшись на гору, обязательно нужно поклониться расположившейся под специальным навесом Золотой Бабе — древнейшей богине всех скифо-сибирских народов, мифической Алтын Ай. Согласно местным преданиям, она покровительствует детям, помогает женщинам забеременеть, одиноким устроить свою судьбу, а семейным — жить в достатке.
Мед, орехи и рога
Покидая Алтай, каждый из туристов помимо разнообразных «магических» талисманов и магнитиков с изображением местных богов обязательно прихватит с собой баночку меда. Как говорят знающие люди, здесь он — один из лучших в России. Объясняют это многовековыми традициями пчеловодства. Проезжая по горным дорогам, то и дело видишь «кочующие» пасеки, которые их хозяева грамотно перемещают, обеспечивая оптимальный медосбор.
Но, вероятно, есть и что‑то еще. Непостижимое, как и сам Алтай, растворенное в воздухе, воде и земле. Какая‑то таинственная энергия, дающая силу как человеку, так и природе. Почему‑то, например, здесь уникальные условия для произрастания гречихи — Алтай, на минуточку, дает четверть всего ее урожая на планете и две трети российского. Причем почти половина собранного — зерно первого класса.
Еще одна «фирменная» статья дохода местного населения — кедровые орехи. Используют их в кулинарии, добавляют в коктейли, на их основе делают настойки, бальзамы и много всего другого. Когда наступает сезон «шишкопада», в тайгу на промысел уходят целые деревни. Для того чтобы обеспечить максимальный «урожай», сборщики применяют массу хитростей. Вплоть до того, что в складчину нанимают вертолет, который сбивает шишки воздушной волной…
И уж то, без чего точно ни один турист отсюда не уезжает, — это какое‑нибудь местное «чудодейственное» лекарство. Многие специально за ними сюда и едут. И речь даже не о самопальных мазях и отварах каких‑нибудь «колдунов», а о сертифицированных, прошедших все научные проверки препаратах на основе местных трав, цветов, лишайников и прочей растительности.
Великолепная демонстрация всего этого богатства — дендропарк «Алтайское Холмогорье». В долине между холмов — огромные пространства лиственной и хвойной зелени, тщательно обихоженные ландшафтными дизайнерами. Поодаль — несколько белоснежных производственных корпусов. На этой площадке реализуется проект по созданию современного производства полного цикла от выращивания лекарственных растений до получения конечного продукта.
Алтайский лекарственный «прилавок» — это еще и многочисленные препараты на основе молодых рогов оленя-марала (пантов). Они избавляют человека от усталости, укрепляют иммунитет, лечат заболевания крови и сердечно-сосудистой системы. Защитников животных просят не беспокоиться — через год на месте отпиленных рогов у оленя вырастают новые…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 32 (7608) от 21.02.2024 под заголовком «На Алтай за здоровьем ».
Комментарии