«Мягкая сила» под ударом. Почему американский президент отказался от своего «Голоса»?
Подписание хозяином Белого дома указа о сокращении Агентства США по глобальным медиа, которое отвечает за внешнеполитическую пропаганду и координирует деятельность финансируемых из госбюджета таких радиостанций, как «Голос Америки» и «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (первая признана в РФ иноагентом, вторая — иноагентом и нежелательной организацией), обозначает курс на фактическое закрытие этих ключевых инструментов американской «мягкой силы». Такое событие не прошло незамеченным внутри Штатов и вызвало разноречивую реакцию во всем мире.

ФОТО Andy Feliciotti on Unsplash
И это не случайно — обе международные пропагандистские радиостанции на протяжении многих десятилетий вещали почти на всю планету и были долгое время неизменным атрибутом влияния американцев на другие страны.
Радиостанция «Голос Америки» была основана в 1942 году управлением военной информации США. Впервые вышла в эфир через два месяца после нападения Японии на Перл-Харбор. Одной из главных задач в годы Второй мировой войны стало противодействие пропаганде стран «оси» (Германия и ее союзники). К концу войны вещание велось на 40 языках. В 1947‑м радиостанция начала трансляцию на русском языке. В 2008 году русская служба прекратила радиопередачи и перешла на интернет-вещание. В 2017‑м была внесена Минюстом РФ в реестр иноагентов, спустя пять лет сайт заблокирован Роскомнадзором. На начало нынешнего года трансляции шли на 49 языках с еженедельной аудиторией 354 млн человек. Штаб-квартира находится в Вашингтоне, на радиостанции трудились около тысячи человек.
Вторая радиостанция была подлинным продуктом холодной войны. Она появилась на свет в 1949 году под названием «Радио Свободная Европа». Вещало на страны Варшавского договора (Албанию, Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию и Чехословакию). В 1953 году общественная организация «Американский комитет по освобождению от большевизма» создал «Радио Освобождение» (переименовано в 1959‑м в «Радио Свобода», аудиторией которого были жители СССР). Первая программа вышла 1 марта 1953 года. Радиостанции вели трансляцию из Западной Германии и финансировались ЦРУ. В качестве мер противодействия их вещанию в СССР была развернута широкая сеть радиоглушения. С 1972 года радиостанции финансировал конгресс США, в 1976‑м они объединились. Деятельность радиостанции в современной России была разрешена указом президента Бориса Ельцина от 27 августа 1991 года. На начало нынешнего года радио- и интернет-трансляции велись на 27 языках, еженедельная аудитория составляла 47 млн человек. Штаб-квартира находится в Праге, на станции работали 1,7 тыс. человек.
Журналисты «Голоса Америки» отправлены в оплачиваемый административный отпуск, а некоторые уже получили уведомления об увольнении с 31 марта. Схожая ситуация сложилась и на «Радио Свободная Европа/Радио Свобода». Причина — указ Дональда Трампа от 14 марта о реструктуризации семи федеральных агентств, включая Агентство США по глобальным медиа (USAGM), которое управляет упомянутыми СМИ.
«Неуставные компоненты и функции следующих государственных органов должны быть устранены в максимально возможной степени в соответствии с применимым законодательством, и такие органы должны сократить выполнение своих уставных функций и связанный с ними персонал до минимального присутствия и функций, требуемых законом», — говорится в указе. Целью называется оптимизация работы агентств, которые Белый дом счел «необязательными».
Президент «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Стив Капус, комментируя это решение, оценил его как «подарок врагам Америки». А бывший главный финансовый директор USAGM Грант Тернер назвал произошедшее «кровавой субботой» для агентства и его сетей. По его словам, «потребовались десятилетия, чтобы построить» их, и «ужасно видеть, как поджигатели пытаются спалить все дотла».
Реакция по всему миру на данное решение Трампа обширная и разная. В КНР одобрительная — пекинское издание Global Times, в частности, пишет: «Когда дело доходит до репортажей, связанных с Китаем, у «Голоса Америки» ужасная репутация. От ущемления прав человека в китайском Синьцзяне до раздувания споров в Южно-Китайском море, от поддержки сил «за независимость Тайваня» до поддержки бунтовщиков в Гонконге, от фабрикации истории о так называемом китайском вирусе до продвижения теорий об «избыточных мощностях» КНР — почти за каждой злонамеренной ложью о Китае можно найти следы радиостанции».
В России дали такой комментарий: «Эти средства массовой информации вряд ли можно отнести к категории популярных и востребованных в РФ, поэтому нас это особо не касается. Это внутреннее решение администрации США. Средства информации — пропагандистские, сугубо пропагандистские», — заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
А вот западные коллеги американских радиостанций из Би-би-си, комментируя событие, не скрывают своего раздражения и выходят с заголовком «Американские власти сделали то, что не удалось даже КГБ».
По мнению политолога Георгия Бовта, Трамп действует, конечно, не из интересов экономии средств, как декларирует он и его «правая рука» Илон Маск. По американским меркам, эти радиостанции получали небольшие деньги. «Решение администрации Трампа — прежде всего внутриполитическое. Он нанес удар по структурам, которые считает враждебными себе и Республиканской партии, по рупорам либерализма и глобализма. Тем более что в ходе избирательной кампании тот же «Голос Америки» его довольно сильно критиковал. И в сообщении Белого дома перечислены такие претензии к «Голосу Америки»: дескать, руководство агентства «превратилось в высокомерную мошенническую организацию, часто отражающую левую предвзятость». Оно допускало «нарушение журналистских стандартов и бесхозяйственность». Как считает эксперт, в западных СМИ сейчас столько критического по отношению к действиям России нарратива, что в этом смысле «отряд не заметит потери бойцов». «Они давно уже не создавали в этом смысле «уникального коммерческого предложения», а по степени влияния на аудиторию России и других постсоветских стран — объектов вещания закрытые радиостанции уже давно не шли ни в какое сравнение с тем влиянием, которое они имели в советское время. Тогда их передачи обсуждали на кухнях, а сейчас — нет. Вот главный критерий», — полагает политолог.
В свою очередь эксперт по внутренней политике США Малек Дудаков считает, что «изначально команда Трампа планировала переформатировать работу госмедиа, сменить редакционную политику и отказаться от продвижения либеральной повестки во всем мире. Но эта команда тут же нарвалась на враждебное отношение «уникального журналистского коллектива», который не хотел ничего менять. Редакции госмедиа отказывались корректировать свою повестку или брать на работу журналистов правых взглядов. Они же сознательно шли на конфликт с Белым домом, постоянно устраивая конфронтации с Трампом на пресс-конференциях. Результат оказался предсказуемым», — резюмирует аналитик.
Политолог Андрей Раскин тоже не удивлен таким развитием событий. «Предпринятые шаги, с одной стороны, кажутся резкими, а с другой стороны, стали тенденцией последнего десятилетия», — поясняет он. Эксперт обратил внимание, что в последние годы уже наблюдалось снижение активности радиостанций— по крайней мере на восточноевропейском направлении. «Это и сокращение числа программ, которые до этого вещали с помощью коротких волн, и сокращение присутствия в интернет-пространстве», — добавляет Раскин.
Читайте также:
Неопределенное положение. Чем грозит США падение их фондового рынка?
Партнёрам не поздоровится. Чем грозят американские пошлины ближайшим соратникам Соединённых Штатов?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 54 (7876) от 27.03.2025 под заголовком ««Мягкая сила» под ударом».
Комментарии