Музыкальный фестиваль «Морфест-2024» состоялся на борту теплохода «Иван Кулибин»

Нынешний фестиваль юбилейный, десятый. Родившийся в далеком 2003‑м как разовое мероприятие, посвященное 300‑летию Санкт-Петербурга, он за эти годы получил большую жизнь. Синтез деловых и творческих мероприятий с захватывающим путешествием на теплоходе по России оказался блестящей идеей. В веселую молодежную тусовку ненавязчиво вплетается образ великой страны с ее природой, памятниками, культурой, историей и, увы, нелегкими проблемами.

Музыкальный фестиваль «Морфест-2024»  состоялся на борту теплохода «Иван Кулибин» | Трехпалубный теплоход «Иван Кулибин» бороздит просторы великой русской реки уже более 60 лет / ФОТО автора

Трехпалубный теплоход «Иван Кулибин» бороздит просторы великой русской реки уже более 60 лет / ФОТО автора

Музыка Победы

Самую большую «профильную» делегацию на нынешний фестиваль прислало среднее учебное заведение — Морская техническая академия им. адмирала Д. Н. Сенявина, руководители которой, как и ранее, были главными организаторами фестиваля. Основными же пассажирами теплохода на этот раз стали дети — учащиеся кадетских корпусов из разных регионов страны. Все они были участниками грандиозного проекта «Мелодии победной весны».


Минин и Пожарский_Ру.jpg


Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде — точная копия того, что стоит на Красной площади, только на 5 сантиметров ниже / ФОТО Автора

— Эти ребята — победители всероссийского конкурса, посвященного сохранению традиций военной песни и проводимого в рамках Президентского фонда культурных инициатив, — рассказывает руководитель проекта Лариса Берсенева. — В конкурсе участвовали более трех тысяч человек. У себя в учебных заведениях они записывали на видео песни военных лет и эти записи отправляли нам. Всего пришло около трехсот видеосюжетов. Их отсматривали эксперты — режиссеры московского Детского музыкального театра юного актера. Выявили победителей, разослали им задания — военные песни, которые вошли вставными номерами в уже готовый, отрепетированный спектакль, который играли юные профессиональные артисты. А встретились мы все в Нижнем Новгороде за два дня до отхода теплохода…

Спектакль «Мелодии победной весны. Сверстникам посвящается» в ходе рейса был показан в разных городах. И всюду — с триумфом. Мне удалось его посмотреть в Ярославле, в суперсовременном концерт­но-зрелищном центре. Замысел интересный — песни Великой Отечественной провели зрителя в блокадный Ленинград, в держащий оборону героический Севастополь, на улицы сражающегося Сталинграда, в землянки и на передовую и, наконец, на подступы к Берлину и в сам капитулировавший город. Все сделано добротно — выстроены мизансцены, отработаны видеоряд и звуковое сопровождение. И главное, актеры играют с чувством — материал явно «пропущен через себя».

Их 80 человек, из них всего 18 — «профессионалы», остальные — кадеты. Московская область, Петербург, Новосибирск, Ялта, Кронштадт, Тверь… Как удалось буквально за день соединить в единое целое несколько музыкальных коллективов, до этого не видевших друг друга? Своеобразное режиссерское «ноу-хау», как говорят, принадлежит художественному руководителю Детского музыкального театра юного актера Александру Федорову. Отшлифовка спектакля, однако, продолжалась и на борту. Каждый день — репетиции, мастер-классы. Впрочем, ребята успевали еще и повеселиться на «вечерах на полубаке», поучаствовать в творческих конкурсах и даже устроить концерт, посвященный 100‑летию Булата Окуджавы.

Юношам, обдумывающим житье

Деловая программа, обычная для «Морфеста», хоть и в усеченном виде, однако шла своим чередом. И в отличие от «сухопутной» кадетской все‑таки имела направление морское. Конференция «Роль инженера в образовании, науке и культуре», несмотря на столь общее название, была организована Корабелкой, Макаровкой, Морской технической академией им. адмирала Д. Н. Сенявина и Молодежным морским советом Санкт-Петербурга.

Исходный посыл — кадровый голод в кораблестроительной отрасли. Страна начинает возрождать утраченные позиции в морях и океанах, активно осваивает Арктику. Для этого нужны новые суда, построенные по современным технологиям. Само собой, требуются квалифицированные кадры. Но аншлага в приемных комиссиях морских учебных заведений, увы, нет — учиться там трудно, а молодежь нередко ищет пути полегче…

С председателем Молодежного морского совета Татьяной Пустынниковой читатели нашей газеты знакомы — 3 декабря 2021 года, после предыдущего «Морфеста», она была гостем редакции. Тогда в числе прочих мы обсуждали с ней тему проф­ориентации. Регулярные встречи сотрудников кораблестроительных предприятий со школьниками, учащимися техникумов и колледжей. Ярмарка морских профессий, когда подростки под руководством специалистов могут своими руками — на тренажерах, макетах и учебных опытовых бассейнах — «собирать и испытывать» корабли.

Все это, подтвердила Татьяна, успешно работает и сейчас. Так же, как «недели без турникетов», когда на судостроительные предприятия пускают организованные экскурсионные группы школьников и студентов. Но вот на конференции выступает представитель Нижнего Новгорода, член наблюдательного совета тамошнего управления по туризму Елена Дубик, и у нас, что называется, «текут слюнки». Промышленный туризм не разовые акции, основанные на добрых отношениях с руководителями предприятий, а систематическая, поставленная на научные и организационные рельсы работа. Как этого добиться — ведь завод все‑таки не музей, а территория в некотором роде закрытая? А вот люди находят компромиссные варианты — надо только захотеть.

Кстати, в ходе нынешнего «Морфеста» желающие посетили Костромской судомеханический завод, где делают разнообразные катера. Интересное, современное предприятие, станки с ЧПУ. Специально выделенный сотрудник, который проводит экскурсии… А в Череповце «для расширения кругозора» нас сводили в музей тамошнего металлургического комбината. Там — торжество интерактивных технологий. «Умные» аппараты помогут тебе «собственноручно» примерить доспехи рыцаря, поработать в кузнице, сварить сталь и проделать массу других полезных вещей. Представляю себе горящие глаза школьников, которые сюда приходят. А если еще родители — металлурги…

«В конкурсе участвовали более трех тысяч человек. У себя в учебных заведениях они записывали на видео песни военных лет и эти записи отправляли нам. Всего пришло около трехсот видеосюжетов. Их отсматривали эксперты — режиссеры московского Детского музыкального театра юного актера».

На видеосвязи — Северодвинск. Начальник службы информации управления делами АО ПО «Севмаш» Екатерина Пиликина. И снова — легкий шок. Профориентация там начинается… с детского сада. В городе есть взрослый журнал «Завод», а в детсаду «Антошка» — свой журнал «Заводик». Детишкам в популярной форме объясняют, как устроены подводные лодки. А поскольку большая часть жителей города так или иначе с ними связаны, то дома этот ликбез продолжится. Есть здесь и «детская киностудия», где молодые инженеры выпустили, к примеру, мультфильм «Как Петр I Северный флот строил». Интересно? Еще как! А нам такое слабо?

Любить Россию в непогоду

С чего начинается Родина? Уже не в первый раз, проплывая по великой русской реке и наблюдая, увы, как радостные, так и грустные ее пейзажи, задаю я себе этот вопрос. Ну ладно я — немолодой, поживший человек, чьи убеждения уже ничто не может поколебать. А как воспринимают Родину эти мальчики и девочки, большинство из которых оказались здесь впервые?

Нижний Новгород. Отсюда Минин и Пожарский вели полки на борьбу с поляками. Но… Спасо-Преображенский собор, где был захоронен Минин, в 30‑годы прошлого века взорвали (правда, прах великого земляка перед этим вынесли)…

Городец. Феодоровский монастырь, в котором скончался Александр Невский, ныне сверкает белизной, хотя ранее был почти полностью разрушен…

Кострома. На месте взорванного кремля — городской парк. Великолепная бело-голубая колокольня воссоздана с нуля…

Толгский монастырь — ныне одна из жемчужин православного Поволжья, место притяжения тысяч паломников. Долгие годы здесь находилась колония для малолетних преступников…

Ярославль — город-красавец, утопающий в зелени парков, сверкающий золотом куполов. В 1918‑м в ходе подавления белогвардейского мятежа здесь не осталось почти ни одного целого дома…

Знаменитые волжские водохранилища. Под нами — десятки затопленных деревень и городов. Дворянские усадьбы, монастыри, кладбища, памятники архитектуры…

Как все это соединится в молодых душах? Способны ли они «любить Россию в непогоду», не только во всем величии ее подвигов, но и в боли трагедий?

Слово «патриотизм» для немалого числа молодых людей сегодня, увы, стало пустым звуком. Тяжело об этом говорить, особенно в нынешние непростые времена. Причины, собственно, всем понятны. Великую страну в 1990‑е годы с упоением разрушали, втаптывали в грязь. Сейчас, слава богу, опомнились. Заговорили о корнях, традициях, героической истории. К счастью, разрушено не все. Свята и неприкосновенна память о погибших в Гражданскую и Великую Отечественную. Ухоженны памятники и монументы. И дети это видят. И это входит в их души как непреходящая ценность.

За время рейса на остановках в нескольких городах проходили торжественные митинги у мемориалов павшим героям. Я смотрел на мальчиков и девочек в форме кадет или морских учебных заведений. Все как на подбор — аккуратные, красивые, стройные. Я видел их лица, когда они, чеканя шаг, проходили маршем и возлагали траурные венки к монументам. Я чувствовал, как они гордятся своей формой, ибо она роднит их с героическими предками, павшими на полях сражений. Они — граждане великой страны, наследники ее традиций и защитники ее будущего. А когда они пели военные песни, у меня на глаза накатывались слезы, а к горлу подступал ком: я не сомневался ни секунды, что они пели сердцем.

На стоянке в Костроме, как и на предыдущем фестивале, прошла траурная акция «Свеча памяти». Все участники «Морфеста» выстроились на вечерней набережной Волги перед нашим теплоходом с горящими свечами в руках. С палубы прозвучали слова о памяти всех погибших за Отечество. Наступила минута молчания…

В этот миг мы все были едины. Маленькие, колеблющиеся в темноте на ветру огоньки соединили нас…


#Иван Кулибин #фестиваль #Морфест

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7682) от 13.06.2024 под заголовком «По Волге с песнями».


Комментарии