Музей против «Парков в лесу». В Вологодской области появилась туристская тропа
Этой осенью в Вологодской области, вблизи деревни Семенково около известного архитектурно-этнографического музея под открытым небом «Семенково», появилась туристская тропа, которая стала началом масштабного проекта «Парки в лесу». Согласно расчетам инициаторов проекта, в летний сезон тропа между поселком Семенково и деревней Ермолово будет использоваться для прогулок и активного отдыха, а зимой здесь появится лыжня. Позже построят гостиничный комплекс с рестораном и прокатом велосипедного и лыжного инвентаря, а также местами для глэмпинга. Однако перспектива открытия этого объекта обрадовала не всех.
ФОТО Pixabay
В первую очередь этот проект расстроил коллектив архитектурно-этнографического музея «Семенково». Его руководитель Наталья Киршина на своей странице в социальной сети 19 октября 2024 года опубликовала пост — крик души — с описанием возможных последствий от нового соседства, которое может стать губительным для музея.
«За что нас наказали? — пишет Наталья Олеговна. — Лишили автостоянки. На землях музея под предлогом публичного сервитута (право пользоваться чужим участком земли для конкретных нужд, без получения права собственности на него. — Авт.), а в защитной зоне памятника федерального значения Георгиевской церкви (1700 г.) без согласования с музеем построили зону отдыха, нашпигованную мангалами. Мангалы! Открытый огонь! Памятники деревянного зодчества…
Я устала молчать. Разговоры с чиновниками не приводят к результатам. Нас призывают искать компромиссы, занять тихую, выжидательную позицию, смириться с происходящим. Когда вижу, что в непосредственной близости от музея установлены медведи с балалайками, под забором пролезает пьяная неадекватная молодежь, и осень срывает с деревьев последнюю листву, обнажая ужас, несовместимый с музейной экспозицией, кажется, что многолетние труды, творческий порыв команды обнулился.
На создание этого музея ушли годы. Лучшие умы России работали над его концепцией и генеральным планом. Мы обеспечивали преемственность курса, строили планы, вкладывали государственные деньги в разработку проектно-сметной документации, формировали архив, ежегодно привлекали внебюджетные средства на поддержание и развитие музейной инфраструктуры. Наконец, семенковцы — это уникальный, сложившийся коллектив, который не раз выступал как визитная карточка Вологодчины, желанный гость на фестивалях различного уровня и культурных форумах. Это в 2000 году о нашем музее знали единицы; сегодня, без преувеличения, о нас знает вся Россия! Нам казалось, мы заслужили доверие и многое могли бы сделать на благо туристической привлекательности Вологодчины, в интересах воспитания подрастающего поколения, привития вкуса к народной традиции и корням; дать людям в это нестабильное время жизненную опору, источник радости и размышлений. Но почва из‑под ног выбита. Музей лишен возможности дальнейшего развития и расширения. Мы вынуждены пересматривать все программы творческой интерпретации, проходящие в культурно-ландшафтном комплексе, форматы массовых мероприятий, а также мириться с тем, что из‑за забора доносится непотребная громкая музыка, разрушающая атмосферу северной деревни конца XIX — начала XX века и т. д.».
Наталью Киршину поддерживают многие жители Вологды, в том числе член Союза дизайнеров России и профессионального Союза художников России, столяр-плотник с квалификацией реставратора, работавший в составе первых бригад Вологодских реставрационных мастерских и участвовавший в реконструкции объектов музея «Семенково», автор стилистического оформления музея Валерий Малиновский, который также опубликовал открытое письмо и на данном этапе отправляет соответствующие запросы в местные органы власти и прокуратуру с целью прояснить ситуацию.
«Музей «Семенково» относится к немногочисленной группе «музеев в природе», или «музеев под открытым небом», характеризующихся тем, что экспонаты, а в данном случае русская архитектура, демонстрируются в неразрывной связи с природным ландшафтом, — подчеркивает Валерий Геннадьевич. — Генеральный план с размещением музея «Семенково» на данной территории был утвержден Министерством культуры РСФСР 11 марта 1983 года (№ 470/9). Утвержденный проект и план развития музея были признаны лауреатами Всесоюзного конкурса архитектурных проектов в номинации «Реставрация» еще в 1986 году. Выбор места для размещения музея был обусловлен множеством факторов, включая рельеф местности, расстояние до города, близость леса и доступ к реке, что было необходимо для достоверного отображения особенностей культуры Русского Севера. Музей и департамент культуры Вологодской области на протяжении долгого времени занимались решением вопроса о предоставлении земельных участков в рамках генерального плана. Совсем недавно сообщали, что он наконец‑то решен, и появились долгожданные перспективы воплощения давно утвержденного проекта. И тут вот такое… Проект «Парки в лесу» начал осваивать эти территории без учета деятельности музея».
«Территория «парка» сопричастна с территорией, на которой находятся памятники истории и культуры, — обращает внимание Малиновский. — Ограждения у музея не были рассчитаны на перемещение по сопредельной территории такого количества народа. Если в свои времена нет-нет да выходили грибники и пытались перебраться через ограду, то что же будет, когда на соседней поляне народ будет отдыхать, вполне возможно, с алкоголем?».
Впрочем, любители горячительного на территории нового парка не заставили себя ждать и разнообразили свой «культурный» отдых вандализмом, расписав новые мангальные беседки граффити. Пытались даже проникнуть на территорию музея…
Тем временем в местных СМИ появились публикации о том, что привлекательность музея «выросла в разы» после того, как рядом с ним построили парк. Более того: теперь «музей стал интересен бизнесу», и это хорошо, потому что прежде «областной бюджет сильно тратился на организацию в музее народных праздников».
«Вы это серьезно? — недоумевает Наталья Киршина. — Из областного бюджета на организацию праздников музей не получает целевого финансирования уже несколько лет. Да и в былые времена это были копейки от общей суммы трат. Мы используем доходы от предпринимательской деятельности и проводим мероприятия при поддержке бизнеса с привлечением большого количества волонтеров — друзей музея. Про это все давно знают».
Пока ответы чиновников, которые мелькают в социальных сетях, предельно лаконичны и похожи один на другой: мол, все в рамках закона.
Департамент культуры Вологодской области в ответ на возмущенные посты вологжан заверяет, что «работы по развитию музея будут выполняться в соответствии с генеральным планом развития», и настаивает на определении вариантов мирного сосуществования музея деревянного зодчества и популярной рекреационной зоны.
Генеральный директор Вологодского музея-заповедника (филиалом которого является «Семенково») Юлия Евсеева тоже считает, что компромисс возможен. На своей странице в социальной сети она обозначила решения, рассмотренные совместно с областными властями, которые не только предлагают выход из сложившейся ситуации, но и позволят музею «Семенково» развиваться дальше:
«Интересы учреждения всегда превалируют в сознании руководителя музея. Но в данной ситуации вижу, что проект «Парки в лесу» на самом деле востребован туристами и вологжанами, и нужно искать варианты решения дальнейшего существования двух институций.
Возможно ли обоюдовыгодное и дружеское соседство этих миров — музея деревянного зодчества и лесного парка для всех желающих? Мы с областными властями долго искали компромисс и, кажется, почти нашли его. Суть в том, чтобы музей и парк перестали быть антагонистами, а стали добрыми соседями, дополняли и помогали развивать друг друга. Для этого рассматривается возможность передачи парка в ведение музея, с дополнительными возможностями по его содержанию и контролю за ситуацией. Очень надеюсь в этом вопросе на помощь и поддержку коллег из Архитектурно-этнографического музея, на их опыт. В разных регионах страны музеи деревянного зодчества, подобные нашему, соседствуют в том числе с другими объектами туристской инфраструктуры — местами общепита, парками, беседками, тропами, лыжными трассами. Это удобно туристам и гостям, которые могут за одну поездку побывать в музее, покататься на велосипедах или лыжах в зависимости от времени года, с комфортом покушать, погреться, отдохнуть и уехать в хорошем настроении. Понятно, что приезжающие не всегда ведут себя корректно — наша задача здесь будет обеспечить безопасность музея. Сейчас рассматриваем разные варианты этого союза и в ближайшее время будем принимать взвешенные решения, которые, надеюсь, устроят всех».
Читайте также:
В Пудожском районе Карелии идёт строительство комплекса для туристов «Онежские петроглифы»
«Послушать бугая». В заказнике «Северное побережье Невской губы» оборудовали Бугаиную тропу
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2114 (7790) от 12.11.2024 под заголовком «Музей против «Парков в лесу»».
Комментарии