2Vtzqv4Hz9U

Музей «Дом станционного смотрителя» в Ленобласти открылся после реставрации

«Мороз и солнце; день чудесный» — известную пушкинскую сточку вспоминали участники открытия после реставрации музея «Дом станционного смотрителя» в деревне Выра Ленинградской области. В этом году первому в стране музею литературного героя исполнилось полвека. Реставрация и расширение экспозиции потребовали около четырех лет. Александр Семочкин, архитектор, один из основателей музея, по праву перерезал ленточку.

Музей «Дом станционного смотрителя» в Ленобласти открылся после реставрации | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Пушкин намекнул

С Большого проспекта — главной улицы Выры — хорошо виден полосатый столб: «Петербург — 69 верст, Псков — 239 верст». За ним находятся два одноэтажных кирпичных дома, соединенных глухим забором. Ворота «под гербом» указывают, что когда‑то здесь располагалось казенное учреждение. Сейчас такое расстояние автомобиль преодолевает за час. В XIX веке Выра была третьей от российской столицы станцией, где ехавшие по казенной надобности меняли лошадей.

По словам Сергея Некрасова, директора Всероссийского музея А. С. Пушкина, музей в Выре возник потому, что ее жители помнят: эти места связаны с именем великого поэта.

История создания музея «Дом станционного смотрителя» началась в 1960‑е годы, когда человек с «пушкинской» фамилией Иван Ларин, токарь Государственного оптического института и руководитель первички ВООПИиК, увидел два ветхих каменных дома. В одном теплилась жизнь сельского клуба, другой был отдан всем ветрам. Местные жители рассказали Ларину, что в начале XIX века там размещалась почтовая станция, где не раз останавливался Пушкин. Тогда Ларин не знал, что это красивая легенда. И стал пробивать идею «в инстанциях». Дело кончилось тем, что помог соседний колхоз. Местный архитектор Александр Семочкин ­собрал рукастых мужиков, они отремонтировали каменные дома и заново сложили из бревен две конюшни и другие хозяйственные постройки. Но пушкиноведам было известно, что поэт не мог бывать на станции, построенной в 1841 году. Да и мемориальных предметов того времени не сохранилось. И тогда появилась замечательная мысль создать музей литературного героя. Пушкин, дав главному герою своей повести «Станционный смотритель» имя Самсон Вырин, «указал» профиль музея.

Соработничество

По словам Владимира Цоя, заместителя председателя правительства Ленинградской области, открытие для посетителей «Дома станционного смотрителя» — важное событие в жизни региона. За четыре года были отреставрированы все 14 зданий комплекса почтовой станции и расширена музейная экспозиция. Чтобы это произошло, потребовалось совместное федеральное, региональное и муниципальное финансирование. Министерство культуры РФ обеспечило реставрацию зданий и взяло на себя половину расходов по созданию музейной экспозиции. Бюджет Ленинградской области — вторую половину экспозиции и всю новую инженерию (котельная, парковка, электричество и т. д.). Муниципалы отвечали за благоустройство прилегающей территории. Общая сумма затрат составила около 400 млн рублей.

Выра4_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Леся Колесникова, директор Музейного агентства Ленинградской области, куда входит музей в Выре, поблагодарила своих коллег разных поколений. В 1972 году первую экспозицию создала Нина Ивановна Грановская, тогда старший научный сотрудник Всесоюзного музея А. С. Пушкина. Контакты между двумя музеями не прерываются и сейчас. На время реставрации основная экспозиция была перевезена в литературный музей «Дом Языкова» в Ульяновске и показывалась там. «Мы старались сохранить все лучшее, что было создано нашими предшественниками, расширили литературную часть и показ коллекции музея, в фондах которого находится около четырех тысяч предметов быта начала XIX века», — подчеркнула Колесникова.

Колокольчики и мигалки

Первую экскурсию провела Анна Рапопорт, куратор новой экспозиции, заместитель директора Музейного агентства Ленинградской области. Литературная экспозиция называется «Читая «Станционного смот­рителя». Она адресована прежде всего основному посетителю музея — школьникам, которые прочитали или будут читать пушкинскую повесть, а также взрослым, которые хотят ее вспомнить. Первый зал сохранил название — «Чистая половина для господ приезжающих», там показаны самовар и другие предметы начала XIX века, которые могли быть на станции в Выре. Сюртук Самсона Вырина с медалями за участие в Отечественной ­войне 1812 года и других сражениях и шинель гусара Минского — реконструкция на основе пушкинских текстов. Комната Дуни также осталась прежней. В этих двух залах один раз в час звучит светозвуковой спектакль, записанный актерами театра «На Литейном», которые озвучили пушкинскую повесть.

Выра3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

После эмоционального погружения в текст переходим в помещения ямщицкой и кухни, где сохранились большие печи XIX века. Там расположены новые интерактивные экспозиции. В первой воспроизведен полный текст повести с выделением ключевых слов. ­Публике предлагается поразмышлять над сквозными мотивами повести. Например, почему в ней так часто упоминаются деньги и какое значение имеет евангельская притча о блудном сыне.

Литературная экспозиция завершается «Кабинетом Ивана Петровича Белкина». Здесь рассказывается о всех пяти повестях Белкина, откликах современников на них, в частности, о критическом отзыве Виссариона Белинского. По словам куратора, беседа о не вошедшей в цикл «Истории села Горюхина» предлагает посетителю музея подумать, зачем Пушкину понадобился вымышленный персонаж Белкин. Здесь же можно почитать сами повести в копии с первого издания 1831 года и в современных книгах.

Следующая новая экспозиция расположена в «Конюшне» и называется «Дорога в русской культуре». Она посвящена лошадям и ямщикам. Можно послушать колокольчики и русский романс «Вот мчится тройка удалая…». Колокольчики были аналогами современных мигалок. Их крепили на почтовые кареты, имевшие преимущество при смене лошадей. Отдельное помещение занимает «Амуничник», где показаны шлея, хомут, седелка и т. д., а также схема, как с их помощью ямщики запрягали лошадь.

Впервые зрители могут подняться на пожарную каланчу, увидеть окрестности и послушать аудиоэкскурсию об усадьбе Ивана Шишкина в Выре и Набоковых в соседнем Рождествено и даче Анны Павловой близ Выры. На первом этаже представлена история местной добровольной пожарной дружины, существовавшей с 1905‑го по начало 1930‑х годов. Благодаря дружине в Выре появился высотный акцент. Почтовая станция была закрыта в 1869 году: развилась сеть железных дорог. Здания занимали больница, школа, наконец, пожарная дружина.

Отдельная история произошла с амбаром, он же — шорная. Исторически это было место для хранения продовольствия. Когда создавался музей, был использован старинный сруб, найденный в Выре, и здание сделали шорной. В ходе нынешней реставрации стены почистили, и выяснилось, что прежде это было место предварительного заключения. На стенах сохранились вырезанные надписи типа: «Сидел зря».

Историко-этнографическая экспозиция называется «Путешествие по Динабургскому тракту». Выра стояла на этой дороге, проложенной в 1830 — 1840‑е годы. Пушкин ездил по Псковскому тракту, который находился на расстоянии 300 метров от нынешней трассы. Там стояла деревянная почтовая станция, уже в пушкинские времена ветхая. Экспозиция из музейных предметов построена как путешествие: сбор багажа в огромный чемодан-шкаф, посещение ярмарки с аудиозаписями рассказов крестьян из деревни Лог и наигрышами, записанными в деревне Ржавки Псковской области, крестьянское хозяйство, дворянская усадьба, трактир, лавка. Обстановка почтовой конторы в уездном городе напоминает, что только там можно было отправить письмо. В Выре, несмотря на наличие почтовой станции, письма не принимали. Там был только транзит.

Выра2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мы спросили первые мнения о новой экспозиции. Сергей ­Некрасов: «Музей похорошел за счет следования традициям и использования новых приемов, интересных современному зрителю. В 2024 году мы будем отмечать 225 лет со дня рождения Пушкина. «Музей станционного смотрителя» станет важной точкой на карте юбилейных маршрутов. Он находится на дороге, соединяющей два пушкинских места — Петербург и Михайловское».

Александр Семочкин: «За минувшие 45 лет музей приобрел благородную патину времени, приближая нас к Пушкину. Потребуется время, чтобы эта патина снова вернулась. А сейчас надо активнее заниматься реставрацией других памятников пушкинской эпохи».


#музей #открытие #реставрация #Ленобласть

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (7324) от 22.12.2022 под заголовком «Посмотреть на смотрителя».


Комментарии