Музей Александра Бестужева-Марлинского в Дербенте готовится к туристическому сезону

В старой части Дербента, недалеко от крепостных ворот Орта-капы, затерялся небольшой двухэтажный каменный дом конца XVIII — начала XIX века. Когда‑то он принадлежал местному жителю, а с 1830-го по 1834 год в нем жил ссыльный писатель, декабрист, военный и путешественник Александр Бестужев-Марлинский, который ввел в России моду на Кавказ. Сегодня здесь его мемориальный музей, словно машина времени переносящий посетителей в те романтичные времена.

Музей Александра Бестужева-Марлинского в Дербенте готовится к туристическому сезону | Художественная роспись на стене внутреннего дворика дома-музея настраивает на романтический лад./ФОТО АВТОРА

Художественная роспись на стене внутреннего дворика дома-музея настраивает на романтический лад./ФОТО АВТОРА

Отважен и смел

Александр Бестужев родился в 1797 году в Петербурге в семье обедневшего дворянина. Учился в Горном кадетском корпусе, затем выбрал военную карьеру. Будучи юнкером драгунского полка, какое‑то время жил в петергофском дворце «Марли» (отсюда и псевдоним писателя — Марлинский).

Перед юношей открывалась блес­тящая служебная, светская и литературная карьера, но он оказался задействован в заговоре, финалом которого стало восстание на Сенатской площади. В результате Бестужева приговорили к смертной казни, замененной ссылкой в Якутск. В феврале 1829 года по его просьбе он был переведен рядовым на Кавказ, где шла очередная Русско-турецкая ­война. Это был шанс искупить ошибку кровью на войне. В сражениях с горцами Бестужев проявил себя храбрым воином, за что был представлен к Георгиевскому кресту и произведен в прапорщики. Однако награду не получил…

В тени старого ясеня

Запутанные улочки старого Дербента ведут к дому из дикого камня с плоской, обмазанной нефтяной смолой глиняной кровлей. С просторной деревянной террасой и узенькими, словно крепостные бойницы, окошками во внутреннем двухуровневом дворике — деревья инжира, граната и айвы. А еще старый китайский ясень, в тени которого в тридцатые годы XIX века находил прохладу живший здесь Искандер-бек — так местные называли ссыльного байрониста Бестужева-Марлинского. Он с удовольствием общался с соседями и записывал легенды, что ему рассказывали. Например, о том, как возник этот город: «Черт строил в потемках и торопливо… к рассвету Дербент поднялся на ноги, но заря ахнула от изумления, взглянувши на него впервые: это был поток камней и грязи с трещинами вместо улиц, которых сам ­почтенный строитель не распутал бы среди белого дня».

Бестужев1_Че.jpg
В этом доме в течение четырех лет жил Александр Бестужев-Марлинский./ФОТО АВТОРА

Бестужев попал в Дагестан, когда ему было немногим за тридцать. Город, похожий на скучное захо­лустье, ему не понравился. Тем не менее за те четыре года, что он провел в этих местах, в совершенстве изучил азербайджанский и арабский языки и несколько горских наречий, ознакомился с историей и бытом края. Нарядившись в горский костюм, ездил по южному Дагестану, собирая уникальные материалы по местной этнографии — они нашли отражение в его литературном творчестве. За годы, проведенные на Кавказе, он написал много произведений, среди них «Письма из Дагестана», «Прощение с Каспием», «Аммалатбек»… Заинтересовавшись историей о благородном разбойнике по имени Мулла-Нур, который грабил богачей и раздавал деньги беднякам, Бестужев смог с ним встретиться и даже стать его кунаком. Позже этот образ был воплощен в одной из лучших кавказских повестей декабриста «Мулла-Нур».

Благодаря своим работам писатель получал хорошие доходы и заслужил известность у читающей публики. Иван Тургенев вспоминал, что в то время Бестужев-Марлинский «гремел как никто». Однако даже вполне заслуженный Георгиевский крест он так и не получил, поскольку в 1832 году попал под суд по обвинению в убийстве.

Она любила и была прекрасна

Несчастный случай произошел в спальне писателя, обстановка в ней сегодня воссоздана в доме-музее. На старой кровати, как и в тот роковой день, сложены подушки, под которыми Бестужев хранил пистолет. «Я держу всегда под изголовьем кинжал или пистолет… Не хотел бы без бою погибнуть в постели от руки разбойника», — признавался он. Однако выстрелил пистолет не в разбойника, а в прекрасную девушку Ольгу Нестерцову. Александр был влюблен в Ольгу, помогавшую ему по хозяйству, называл ее невестой. По одной из версий, девушка поправляла на кровати подушки и случайно задела заряженный пистолет, который выстрелил ей в плечо.

Бестужев3_Че.jpg
В интерьере воссозданной спальни писателя, в которой произошел несчастный случай, хранится оригинальная надгробная плита с могилы трагически погибшей Ольги Нестерцовой./ФОТО АВТОРА

«Надобно тебе сказать, что ко мне иногда ходила за шитьем белья девушка Ольга, дочь умершего унтер-офицера, — рассказывал свою версию этой истории Александр Бес­тужев в письме брату Павлу. — Она пришла в мою квартиру 23 февраля, часу в восьмом… Рассказывала много смешного: я громко хохотал. Она резвилась на кровати, то вскакивая, то прилегая на подушки, и вдруг кинулась на них правым плечом… в этот миг пистолет, лежавший между двух подушек… выстрелил и ранил ее в плечо так, что пуля прошла внутрь груди. Я обомлел… Кинулся к свечке… уронил… потом сбежал вниз… попросил позвать лекаря, известить дежурного по караулам… Она жила 50 часов… и умерла от излияния крови в легкие». Следствие по делу длилось три месяца. В итоге Бестужева признали невиновным, а смерть Ольги — несчастным случаем.

Ольгу похоронили на вершине холма под крепостной стеной на христианском кладбище. Бестужев заказал местным каменщикам надгробие по собственному эскизу. К сожалению, могила девушки не сохранилась. Остался лишь камень, он хранится в доме-музее, где и произошло страшное событие, унесшее ее жизнь. На камне надпись: «Здесь покоится прах девицы Ольги Нестерцовой, родившейся в 1814 году, умершей в 1833 году». С обратной стороны вырезана увядшая роза, уничтоженная молнией, и начертано слово «Судьба».

В 1858 году в Дербенте побывал знаменитый французский романист Александр Дюма (старший). Потрясенный трагической историей, он посетил могилу Ольги и посвятил этой печальной истории строки, запечатленные на могиле девушки на французском языке.

Дальнейшая жизнь Бестужева была разрушена. В 1834 году он покинул Дербент, а в 1837‑м, через четыре года после смерти возлюбленной, погиб во время десанта на черноморском мысе Адлер. Тело его так и не нашли — по одной из версий, враги разрубили его шашками на кус­ки. Есть воспоминания, что потом горцы ­продавали кольцо русского романтика. А среди солдат Отдельного Кавказского корпуса еще долго ходила легенда, что Бестужеву удалось бежать к горцам, где он принял ислам и возглавил их под именем имама Шамиля.

Рабыня в награду

На второй этаж музея ведет крутая каменная лестница. Здесь в двух залах представлена экспозиция, рассказывающая о видных деятелях, прославивших Дагестан. Особое внимание уделяется краеведу Петру Спасскому. В 1940 году по его инициативе исполком Дербентского городского совета выкупил этот мемориальный дом у хозяина Имамкули-бека под музей, который был открыт только в 1988 году.

Здесь же рассказывается об отце русского востоковедения, выдающемся ученом, тюркологе, иранисте, арабисте и исламоведе Казем-Беке (Мирзе) Александре Касимовиче. Он прославил свою малую родину далеко за пределами Дагестана, став профессором Казанского и Санкт-Петербургского университетов, членом-корреспондентом Российской академии наук и почетным доктором восточной словесности. Сын известного мусульманского богослова и законоведа принял христианство, получив имя Александр, за что поплатился разрывом с родителями. Из любопытных фактов его биографии можно отметить, что он готовил Толстого к вступительным экзаменам по восточным языкам в Казанский университет. В 1830‑е годы, когда профессора в Российской империи обязаны были носить особые синие мундиры с серебряной вышивкой, Александр Казем-Бек получил персональное разрешение на особый синий халат. Он объяснял это тем, что с детства привык к персидской одежде и мундир ему неудобен.

Еще один герой экспозиции — Низами Гянджев, классик персидской поэзии, философ XII века. С Дербентом поэта связывает написанная им в 1170 году по заказу местного правителя Сейфаддина Музаффара знаменитая ода «Искандер-наме». В награду за этот труд он получил рабыню по имени Афак. Девушка была не только красива, но и умна, знала народные сказания и песни, героические легенды своего народа. Низами не нуждался в служанке и наотрез отказывался ее брать, но она попросила оставить ее у себя. Поэт полюбил девушку, освободил ее от рабства и сделал женой. Вскоре у них родился сын, которого они назвали в честь пророка Мухаммада. Любимая супруга вдохновила его на создание литературных шедевров средневекового Востока, наиболее известны поэмы «Хосров и Ширин» и «Лейли и Меджнун».

Это только малая часть историй, что хранит небольшой каменный домик, затерявшейся в древних магалах Дербента. Остальные можно узнать, посетив этот романтичный уголок и послушав рассказы экскурсоводов и местных жителей.

photo_5373317860883035077_y.jpg
ИСТОЧНИК dzen.ru/ФОТО freepik.com/ИНФОГРАФИКА Ирины ГАБОВОЙ

Читайте также:

Череповец с криулями. Памятники архитектуры «расскажут» туристам об истории города

Там, где рождаются облака. Северная Осетия впечатляет природными контрастами


#Дербент #Александр Бестужев-Марлинский #туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 44 (7866) от 13.03.2025 под заголовком «По следам кавказского романтика».


Комментарии