Мусоропровод «Москва - Архангельск»

Казалось бы, дежурная новость: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) инициирует принятие нормативной базы для перевозок мусора по железной дороге. Однако за этим известием стоит проблема, которая может всколыхнуть тихую жизнь многих областей, республик и краев.

Мусоропровод «Москва - Архангельск» | Фото: pxhere.com

Фото: pxhere.com

Желанный груз

Оказывается, самый прибыльный для железнодорожников груз - мусор - до сих пор тарифицируется по нормативам угля, муки и нефтепродуктов. И теперь не сырье или товары, а банальные отбросы становятся лакомыми для перевозчиков.

Движет этим сказочным превращением мусора в желанный груз новая практика утилизации столичных отходов. Их теперь принято не перерабатывать в Московской области, а отправлять куда подальше. Например, в Архангельскую область. Да-да, именно туда, за тысячи километров от Москвы. Эту логистическую инновацию жители Ленского района Поморья, что на границе с Республикой Коми, назвали мусоропроводом «Москва - Архангельск». В шутку, конечно. Хотя бы потому, что от столицы региона до вышеуказанного района почти тысяча километров.

Дело, однако, разворачивается нешуточное. Недалеко от поселка Шиес и одноименной станции уже развернута масштабная стройка: лес рубят, болота осушают. И все для того, чтобы складировать там коммунальные отходы из Москвы. Масштабы дела впечатляют: за десять ближайших лет на полигоне планируется «хоронить» по 10 млн тонн отходов ежегодно. Только железнодорожники могут заработать на этом «мусоропроводе» до 20 млрд рублей. Примерно по 10 миллиардов в год может заработать Архангельская область. И это существенная поддержка казне 29-го региона, бюджет которого в прошлом году составил всего 61,7 миллиарда рублей.

Но дело не только в инновациях. На глазах жителей Поморья Архангельская область из «валютного цеха» страны, экспортировавшего по 10 млн кубометров беломорской сосны в год, превращается в главную помойку Северо-Запада России. Инновации, кстати, этой помойке будут присущи: руками 500 «специалистов» на полигоне в Шиесе мусор будет раскладываться по пластиковым пакетам. Труд, что называется, на любителя, но все же на свежем воздухе, а не в цехе, где прессуют из опилок топливные пеллеты.

Наследство на зависть

Безусловно, подобные экологические эксперименты вызывают неоднозначную оценку северян. В Ленском районе Поморья, Северодвинске и даже Сыктывкаре прошли выступления общественности против строительства полигона. Пока одни выступают, а другие строят, третьи - завидуют. Есть мнение, что Архангельской области даже повезло с «мусоропроводом»: 29-й регион нашел хороший источник стабильного заработка. И ведь не в Вологодскую область отбросы повезут, не в Коми.

Справедливости ради стоит отметить, что реального выбора у властей региона не было. Или брать то, что везут, или клянчить дотации из федеральной казны. Без дополнительной матпомощи региону трудно выжить: на содержание одного только Архангельска, растянувшегося вместе с коммуникациями на 40 километров, требуются миллиарды. Нужно содержать и ремонтировать десятки мостов (два из которых длиной свыше километра), расселять ветхий фонд (в деревянных бараках до сих пор живут люди).

И вот в чем проблема: в отличие от былых лет промышленность уже не подставит могучее плечо родному региону. По данным Петростата, за январь - август 2018-го заводы и фабрики Поморья отгрузили продукции и оказали услуг на сумму 119,2 млрд рублей. Для сравнения: предприятия Вологодской области отгрузили на сумму 446,4 млрд рублей; Ленинградской - на 686,5 миллиарда рублей.

Не помогут и сырьевики: добыча полезных ископаемых за указанный период составила 253 млрд руб., из которых 232,1 миллиарда - вклад Ненецкого автономного округа (НАО). По традиции, статданные по НАО включаются в сводки по всей области.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что Архангельская область утратила былое индустриальное первенство среди соседей. Вклад ее промышленности в общий котел по СЗФО сейчас не превышает 1/32, если считать по отгрузке.

Тупичок цивилизации

Ситуация с вынужденным размещением огромного количества мусора на своей территории не единична. До этого власти Подмосковья активно складировали отходы на своей территории, что закончилось скандалом. Москвичи выбрали не сортировку и переработку, а отправку отходов куда подальше. Если данная бизнес-модель сработает в Шиесе, то ее могут применить и к другим регионам. А почему бы нет? Школы и садики нужно строить везде, как и дороги. Но финансовых ресурсов на это всегда будет не хватать. Вот почему у инновационного мусоропровода «Москва - Архангельск» большое будущее. Ведь его можно развернуть в разные стороны, сделать множество развилок и тупиков.

Хотелось бы, конечно, вспомнить о практике переработки мусора, принятой в соседних странах. Финны, кстати, первыми предложили принимать петербургские отходы, ведь это хороший бизнес. Из отходов всевозможных производств можно выпускать чернозем, который охотно покупают финские фермеры. Пластиковую тару давно научились сжигать на теплоэлектростанциях, получая энергию. Утилизационный сбор за отжившую свой век электронику - еще один способ заработать на «мусорке».

Но главное в этой системе - станции и центры сортировки отходов, без которых отбросы так и останутся лежать на обочинах дорог или во дворах. Дело это сложное, а посему самый простой способ (у нас) - найти местечко подальше и захоронить там.

Под занавес немного статистики. В России накоплено уже более 31 - 32 млрд тонн бытовых отходов. Каждый россиянин «производит» примерно 400 кг мусора в год, из них 150 кг пластмасс, более центнера макулатуры и более тысячи бутылок. Одних только батареек накапливается каждый год 15 тысяч тонн.

#мусор #отходы #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (6314) от 02.11.2018 под заголовком «Мусоропровод «Москва - Архангельск»».


Комментарии