МОЖД присоединилась к уникальному метрологическому образовательному кластеру
ВНИИ метрологии и Малая Октябрьская железная дорога заключили договор о сотрудничестве. Таким образом, МОЖД (эта железная дорога — одновременно учреждение дополнительного образования по железнодорожным профессиям) присоединилась к уникальному для страны метрологическому образовательному кластеру.
ФОТО Unsplash
Напомним, кластер начал развиваться в Петербурге в 2019 году по инициативе ВНИИ метрологии им. Д. И. Менделеева. Проект объединяет школы, вузы, предприятия и научные учреждения, чтобы создать единую систему профориентации и непрерывного метрологического образования «от детского сада до докторантуры».
Без метрологов, без точности систем измерения невозможно ничего — в том числе работа железных дорог. В августе прошлого года ОАО «РЖД» и ВНИИ метрологии заключили договор о сотрудничестве, а в 2022‑м на Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение компании уже с Росстандартом, в который входит ВНИИМ им. Менделеева.
Как отмечает генеральный директор ВНИИМ Антон Пронин, сотрудничество института и РЖД стало особенно тесным и плодотворным в последние годы. «Это позволяет, в частности, обеспечивать метрологическое сопровождение систем беспилотного ведения поездов, необходимый уровень точности измерений при проектировании, строительстве, эксплуатации подвижного состава и инфраструктуры, в том числе высокоскоростных магистралей».
В прошлом году в состав метрологического образовательного кластера вошли Петербургский госуниверситет путей сообщения императора Александра I (ПГУПС) и Октябрьский центр метрологии. Последний — структурное подразделение Октябрьской железной дороги (ОЖД), филиала ОАО «РЖД», и ведущая метрологическая организация отрасли. А в целом метрологическая служба — одна из важнейших структур Российских железных дорог. В ней трудятся больше 5 тысяч метрологов, они обслуживают свыше 3 миллионов средств измерений, в том числе около 22 тысяч эталонов. В состав Октябрьского центра метрологии входят 13 узловых метрологических лабораторий, которые обеспечивают обслуживание средств измерений на всей территории деятельности ОЖД.
Руководитель Октябрьского центра метрологии Константин Коротаев говорил: «Нам очень нужны специалисты в этой сфере. Я уверен, что сотрудничество Малой Октябрьской железной дороги и метрологического кластера будет способствовать решению этой задачи». И вот сотрудничество началось. Метрологический институт и МОЖД будут вместе знакомить детей с профессией «метролог» как с современной, престижной и перспективной.
Сейчас на Малой Октябрьской железной дороге занимаются школьники с пятого по одиннадцатый класс. Но необязательно начинать именно с пятого класса, говорит куратор дорожного совета МОЖД Юлия Макаренко. Особенно если школьник присматривается именно к метрологии: дисциплина довольно сложная, ее, вероятно, будут предлагать на Малой железной дороге учащимся 6 – 7‑х курсов— «по‑школьному» это 10‑й и 11‑й классы. «Если к нам придет старшеклассник, он станет изучать дополнительные программы ускоренно по индивидуальному учебному плану», — комментирует Юлия Макаренко. Будет много экскурсий, практических занятий, в том числе на базе Октябрьского центра метрологии и ВНИИМ.
Сейчас петербургский метрологический образовательный кластер действительно уникальный. Но в конце прошлого года Росстандарт утвердил его в качестве модели для регионов России. Так что на основе петербургского опыта будут созданы региональные кластеры по метрологии, стандартизации и управлению качеством — они появятся в Москве, Казани, Томске, Севастополе, Волгограде, в Северо-Кавказском федеральном округе, Бурятии, Башкирии и в Тульской области.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (7244) от 31.08.2022 под заголовком «В метрологию — через МОЖД».
Комментарии