Мощность российских портов Северного морского пути существенно выросла и достигла 40,5 млн тонн
Это значительно больше (почти на 5 млн тонн) планового показателя, который был заложен в федеральном проекте «Развитие СМП».
ФОТО Pexels
Такие данные озвучили представители Морской коллегии при правительстве РФ со ссылкой на заместителя руководителя дирекции Севморпути (подразделения госкорпорации «Росатом») Максима Кулинко. По его словам, развитию портовых мощностей способствовало строительство и ввод новых объектов. На эти цели в 2023 году была потрачена огромная сумма — 43 млрд рублей. А ход выполнения таких масштабных работ (включая их качество и сроки) отслеживало Гидрографическое предприятие, главный офис которого находится в Петербурге.
Ключевые проекты, позволившие справиться с показателями федерального проекта, связаны с работами на терминале «Утренний» и обеспечением основания гравитационного типа (платформы, удерживаемой на дне за счет собственного веса) на морском канале Обской губы. Они были направлены прежде всего на развитие судоходства в интересах одной из российских нефтегазовых компаний и выполнение проекта «Арктик СПГ 2».
Как пояснил Кулинко, в условиях санкционного давления и нехватки отечественного дноуглубительного флота участники проекта привлекли «иностранного технологического партнера». В целом же на трассе СМП было задействовано несколько специализированных мощных судов. За полтора месяца работ они, в частности, углубили этот морской канал, подняв со дна 4,5 млн кубометров грунта.
Между тем федеральный проект предполагает увеличить суммарную годовую мощность морских портов России на трассе СМП в ближайшие два года до 83 млн тонн. А объем перевозок в этом арктическом морском коридоре планируется нарастить к 2025 году до 80 млн тонн. По данным корпорации «Росатом», отвечающей за ледокольный флот России, в прошлом году грузопоток по Севморпути составил 36,2 млн тонн, превысив плановое задание на 250 тыс. тонн.
Такой рывок удалось сделать во многом благодаря наращиванию поставок сжиженного природного газа. Особую роль в достижении высокого показателя сыграли также «сырьевые» потоки (сырая нефть и продукция ГМК «Норникель»), которые были перенаправлены с западного на восточное направление, отметил Алексей Лихачев, гендиректор госкорпорации «Росатом».
Транзитные перевозки на СМП (это важнейший маркер востребованности данной трассы), кроме того, удалось не только вернуть к уровню 2021‑го, но и выйти на новый исторический максимум — 2 млн 129 тыс. тонн. В основном это нефть, СПГ, железорудный концентрат и др.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (7613) от 29.02.2024 под заголовком «Порты набирают обороты».
Комментарии