Мода замкнутого цикла. Выпуск одежды остается неэкологичной индустрией
Вы вряд ли знаете, что швейная промышленность является одной из самых грязных отраслей и вредит окружающей среде в разы больше других производств. Чтобы решить эту проблему, сегодня во всем мире идет активная разработка технологий безотходного швейного производства, получения новых экологических материалов и пропаганда осознанного отношения к потреблению одежды. В России пионерами такого движения становятся дизайнеры из Москвы и Петербурга.
Фото: markusspiske / pixabay
Облик массмаркета
«Осознанная», или «устойчивая», мода предполагает безотходное экологичное производство замкнутого цикла и культуру разумного потребления. Это когда вещи выпускаются из органических или переработанных материалов без нанесения вреда окружающей среде, а потом используются в течение многих лет. Пока же в нашей стране актуальна «быстрая мода», ориентированная на коммерческую политику массмаркета с высокими энергозатратами, большим количеством отходов и конечной продукцией с коротким жизненным циклом.
«Эта политика предполагает производство и скупку огромного количества некачественной одноразовой одежды, которая годами висит в шкафах потребителей и не используется либо приходит в негодность после первой стирки и оказывается в мусорном контейнере, - объясняет заведующая кафедрой дизайна оборудования и средовых объектов Института дизайна пространственной среды Университета промышленных технологий и дизайна Екатерина Прозорова. - Чтобы изменить ситуацию, нужно трансформировать линейную экономику в экономику замкнутого цикла. В России эта тема пока малоизвестна, соответственно, и специалистов в этой области единицы».
Понятие «экологичная мода» у нас не ассоциируется с модой. И даже если современные потребители решают приобрести вещь в секонд-хэнде, ими в первую очередь движет не порыв экологической сознательности, а желание сэкономить. Однако лед тронулся, и в нашей стране заговорили о том, что самая грязная отрасль легкой промышленности требует кардинальных перемен.
Кружева XXI века
Первыми, кто решил изменить российский мир «быстрой моды», стали дизайнеры Москвы и Петербурга. Так, в северной столице в последнее время было проведено немало мероприятий, на которых пионеры «осознанной моды» выступали с пропагандой нового мировоззрения. Частым гостем таких мероприятий стала московский дизайнер Ольга Глаголева. Ее коллекции созданы из органических тканей, сплетенных вручную или сотканных из переработанного материала.
В первую коллекцию вошли свитшоты из ткани, созданной из переработанных пластиковых бутылок. К слову, на одну толстовку уходит пять таких бутылок. Ткань из переработанного пластика - мягкая и прочная. Правда, такой материал в России пока не производится, поэтому Ольга приобретает его за рубежом. Также дизайнер работает с винтажным текстилем, который находит на блошиных рынках и специализированных интернет-ресурсах. «Конечно, вещи, переработанные из винтажных тканей, невозможно производить большими партиями. Но это скорее их достоинство, чем недостаток», - считает Глаголева.
Не менее интересны работы московского дизайнера Елены Стракты, которые она презентовала на петербургском технологическом форуме RUSH в конце прошлого года. Это линия одежды из японской бумаги для ширм и фонариков и итальянских полиуретановых сеток из переработанного пластика.
«Такая бумага не только эффектная и экологичная, она очень плотная и даже под воздействием воды не разбухает и не рвется, - объяснила Елена. - При правильном и деликатном уходе платье с вкраплениями японской бумаги может прослужить десять лет. А полиуретановые сетки серебристого, золотистого и черного цветов настолько понравились любителям моды, что получили название «кружева XXI века».
Но если Ольга и Елена заказывают сырье для своих работ за рубежом, то петербургский дизайнер Саша Полярус прославилась тем, что создает рюкзаки, сумки и аксессуары из отработанных автомобильных и велосипедных камер и баннеров, которые собирает по закоулкам родного города. Придумывает и создает модели дизайнер в домашней мастерской. Большие партии отдает в производственный цех.
Наряды из объедков
Наиболее популярная тема, над которой сегодня работают передовые специалисты индустрии моды, - разработка и внедрение в массовое производство экологичных материалов из пищевых отходов и биологического мусора. Ткани создают из водорослей, кофейных отходов, банановой кожуры, переработанной яблочной кожицы и даже из ионов панциря краба.
«К примеру, компания Adidas в сотрудничестве с некоммерческой организацией Parley For The Oceans, которая занимается защитой окружающей среды, создали концептуальные кроссовки, почти полностью сделанные из пластиковых отходов и выброшенных рыболовных сетей, найденных в море, - рассказывает художественный руководитель международного конкурса молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла» Любовь Джикия. - Итальянская компания Orange Fiber разработала технологию производства текстиля из апельсинового жмыха».
Дизайнер Анке Домаск из Германии производит ткани из отходов молочной промышленности. В результате получается мягкая и красивая материя. «Молочный шелк» не имеет запаха, легко стирается и гладится. На создание молочной материи тратится воды в 10 раз меньше, чем при изготовлении хлопчатобумажной ткани. Однако организация таких производств пока еще требует значительных вложений.
Сядем за принтер
Еще один актуальный экотренд, который все чаще используют в своем производстве многие известные модные бренды, - 3D-печать. Настоящий фурор в показе сезона осень-зима-2015/16 на Неделе моды в Париже произвели культовые костюмы Chanel, отпечатанные на 3D-принтере. В России трехмерную печать в производстве повседневной одежды одной из первых стала применять петербургский дизайнер одежды и носимых технологий Снежана Падерина.
«Для 3D-печати я использую специальный пластик в катушках отечественного производства: в России есть две крупные компании, которые производят такой пластик, - рассказывает Снежана. - Пластик этот бывает разного состава. Я работаю с биоразлагаемым пластиком, сделанным из отходов кукурузного производства».
Начинала свои эксперименты Падерина на принтерах, изготовленных в Перми, потом перешла на оборудование петербургских производителей. «На сегодня 3D-печать пока еще не сокращает время производства, - говорит Снежана. - Печать и постобработка изделия занимают много времени. К примеру, на печать элементов для платья из моей коллекции ушло 72 часа».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 041 (6394) от 06.03.2019 под заголовком «Мода замкнутого цикла».
Комментарии