«Мне полкило таблеток». Как создается искусственный дефицит лекарств

«Мне, пожалуйста, от головы, уха, горла, носа, сердца, печени. Да, еще жаропонижающее, разжижающее кровь, противовирусное…» Моложавая дама так долго зачитывала провизору длинный список лекарств от всех болезней, которые ей срочно необходимо купить, что очередь начала роптать. Мол, давайте установим лимит — не больше одной упаковки в одни руки, а то другим не хватит. На резонный вопрос фармацевта — что граждане будут делать со всем этим товаром, когда паника закончится, никто ответить не смог.

«Мне полкило таблеток». Как создается искусственный дефицит лекарств | Фото Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Фото Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Действительно, сегодня в аптеках ажиотажный спрос на все. По словам фармацевтов, люди берут по десять—двадцать упаковок медикаментов. По-видимому, боясь роста цен и сокращения поставок, запасаются впрок. Как сахаром, крупой, консервами. Провизоры пытаются народ урезонить: на складах лекарства есть, и их дефицит возможен лишь в случае, если люди не перестанут сметать с аптечных полок все подряд. Однако голос фармацевтов вряд ли кто слышит.

Запасливым гражданам хочется сказать — давайте не будем нагнетать обстановку, посмотрим на ситуацию здраво и послушаем, что нам говорят эксперты.

Министр здравоохранения Михаил Мурашко 4 марта на совещании, посвященном обеспечению лекарствами, заявил: ситуация с медикаментами в стране стабильная, запас препаратов есть. Иностранные производители продолжают работать в России, с рынка никто не ушел.

И это правда. Подобные сообщения сделали, в частности, такие крупнейшие фармацевтические гиганты, как Sanofi, Novo Nordisk, AstraZeneca, Novartis, STADA. На днях подтвердила, что остается на нашем рынке, компания Вoehringer Ingelheim, которая производит медикаменты для лечения сахарного диабета, широкого спектра сердечно-сосудистых, онкологических и респираторных заболеваний. И, кстати, ветеринарные препараты для животных.

По словам исполнительного директора Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимира Шипкова, несмотря на то что наблюдаются проблемы с поставками лекарств из‑за транспортных и логистических трудностей, индустрия готова работать в России и дальше. Он сообщил, что западные коллеги уже обратились в Европейскую комиссию с просьбой не распространять ограничения на лекарственные препараты и медицинские изделия и по возможности обеспечить им «зеленые коридоры» поставок.

Генеральный директор маркетингового агентства DSM Group Сергей Шуляк тоже подчеркнул: запасов лекарств в России хватит еще надолго.

Развитие негативного сценария, при котором импорт лекарств может быть приостановлен или затруднен, эксперты считают маловероятным. Кроме того, собственные аналоги в России имеют 85 % жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. И в случае необходимости продукт европейской и американской фармы готова импортозаместить отечественная.

Так, в России представлена широкая линейка отечественных инсулинов — как человеческих, так и аналогов. В компании «ГЕРОФАРМ», где, к слову, инсулины производят из собственных субстанций, а потому не зависят от зарубежных поставок, подтвердили, что сейчас покрывают треть потребностей и готовы нарастить производство. Поэтому перебоев с этими медикаментами не предвидится, запасаться впрок инсулинами не нужно.

Председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга Кирилл Соловейчик оснований для паники также не видит. Он считает, что Северная столица в плане производства лекарств всегда была в авангарде. Благодаря программе «Фарма 2020» здесь было построено большое количество заводов, которые производят порядка 19 % всех лекарственных препаратов в России.

Как видим, бояться того, что россияне останутся без нужных медикаментов, не стоит. Например, нынешний дефицит гормональных препаратов для лечения заболеваний щитовидной железы имеет под собой объективные причины: просто люди скупили все, что было в наличии, а новые партии еще не поступили. По словам руководителя Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктора Дмитриева, просто прервались некоторые логистические цепочки. Все, что идет из Юго-Восточной Азии, замедлилось, все, что из Европы, — стоит на границе Польши и Германии. Из-за этого лекарства могут поступать с опозданием. Но Дмитриев надеется, что в течение недели-двух ситуация нормализуется.

Об отсутствии дефицита лекарств заявили и в петербургском комитете по здравоохранению. Как отметили в ведомстве, город закупил медикаменты для льготников на полгода, а по каким‑то позициям и на год вперед. 

Отказов поставщиков от заключения контрактов нет, и все поставки осуществляются своевременно.

А вот что точно изменится не в лучшую сторону, так это цены. Что, в общем‑то, неудивительно. Субстанции и другие составляющие для производства закупают за рубежом. И отнюдь не за рубли. Поэтому цены у поставщиков выросли от 2 до 25 %, на некоторые позиции — до 40 %. Такой же рост они покажут и в рознице.

Да, с этим тяжело согласиться, однако и паниковать, пытаясь обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь, тоже не стоит. Тем более что повышение цен не коснется препаратов из перечня ЖНВЛП. Сегодня в этот список входит более 800 наименований, или около 50 % всего ассортимента в стоимостном выражении, и трети в рознице.

Так что давайте не будем создавать искусственный дефицит. Покупать лекарства впрок в конечном итоге окажется себе дороже. Пройдет немного времени, и те, кто нахватал пилюли и капли с запасом, вынуждены будут их отправить в помойное ведро. Ведь срок годности многих препаратов не так велик.

МЕЖДУ ТЕМ 

Государственная дума приняла закон, позволяющий до 31 декабря 2022 года ввозить в Россию лекарства зарубежного производства в иностранных упаковках с этикеткой на русском языке. Это позволит упростить и ускорить ввод медикаментов на отечественный рынок, а также минимизировать риски влияния на лекарственное обеспечение внешних санкций.

Кроме того, производители медицинских изделий или организации, ввозящие их в Россию, потеряют право приостанавливать или прекращать производство и ввоз лекарств, если только не уведомят о таком решении Росздравнадзор не менее чем за полгода.

#дефицит #аптеки #лекарства

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7129) от 16.03.2022 под заголовком ««Мне полкило таблеток»».


Комментарии