Мировые центробанки сокращают долю валюты США в своих резервах

При этом доллар «продолжает уступать позиции» так называемым нетрадиционным денежным единицам. К такому выводу пришли эксперты Международного валютного фонда.

Мировые центробанки сокращают долю валюты США в своих резервах | ФОТО rc.xyz NFT gallery on Unsplash

ФОТО rc.xyz NFT gallery on Unsplash

По данным организации, если еще в 2000 году мировые ЦБ хранили в американских долларах более 72 % своих денежных запасов, то по итогам 2023‑го этот показатель упал до 58,41 %. Достигнутое значение стало минимальным за все время ведения официальной статистики (с 1995‑го). «Поразительно, что снижение роли доллара США за последние два десятилетия не сопровождалось увеличением долей других валют «большой четверки» — евро, иены и фунта. Скорее, оно сопровождалось ростом доли того, что мы называем нетрадиционными резервными валютами, включая австралийский доллар, канадский доллар, китайский юань, южнокорейскую вону, сингапурский доллар и валюты стран Северной Европы», — говорится в исследовании МВФ. Как утверждают авторы доклада, эти валюты позволяют центробанкам лучше диверсифицировать свои резервы и дают относительно привлекательную доходность.

Более того, по мере развития цифровых технологий такие денежные единицы становится все легче покупать, продавать и хранить, отмечают специалисты. Эксперты МВФ при этом подчеркнули, что на сегодняшний день американский доллар пока еще остается ведущей резервной валютой мира. Впрочем, наметившаяся фрагментация глобальной экономики и вероятное разделение международной финансовой деятельности на отдельные блоки может побудить страны активнее использовать другие валюты для хранения резервов, не исключают в фонде.

Уровень международного доверия к доллару постепенно снижается, поскольку многих участников глобального финансового рынка все больше настораживает ситуация вокруг бюджета и государственного долга Соединенных Штатов. Так считает финансовый аналитик Наталья Мильчакова. «Сегодня США остаются одной из самых закредитованных стран мира. В то же время огромный дефицит бюджета вынуждает федеральную резервную систему, которая выполняет функции центробанка страны, активнее печатать деньги, в результате чего доллар обесценивается по отношению к другим резервным валютам. Избыточная денежная масса приводит к росту инфляции, из‑за которой ФРС вынуждена поддерживать высокие процентные ставки, а это в свою очередь тормозит рост экономики», — поясняет эксперт.

Отметим, что уже на протяжении 22 лет США стабильно тратят больше денег, чем зарабатывают, а в 2023‑м расходы американской казны превысили сумму доходов на $ 1,7 трлн (это примерно 6,2 % ВВП страны). Такие данные приводит федеральный резервный банк Сент-Луиса. Для покрытия бюджетного дефицита Вашингтону приходится не только печатать больше денег, но и чаще обращаться к кредиторам. Так, с 2002 года правительство Соединенных Штатов почти в шесть раз нарастило заимствования, и сейчас эта сумма приближается к $ 35 трлн. Причем объем государственного долга эквивалентен 122 % ВВП, то есть примерно на четверть превышает размер экономики страны.

Более того, по мере увеличения американской задолженности растет и стоимость ее обслуживания. Например, если в 2020‑м финансовом году (в США он продолжается с 1 октября по 30 сентября) Вашингтон потратил на выплату процентов по своим обязательствам порядка $ 345 млрд, то в 2023‑м эта сумма составила уже $ 659 млрд, а в нынешнем году может достигнуть $ 870 млрд. Таким образом, в текущем финансовом году Штаты впервые потратят на обслуживание госдолга больше денег, чем на оборону ($ 822 млрд). И в ближайшие десять лет эта тенденция будет только усиливаться, прогнозируют специалисты бюджетного управления конгресса страны.

По мнению экспертов, международное доверие к доллару снижается на фоне стремительного увеличения госдолга и бюджетного дефицита в Соединенных Штатах.

«Стоит отметить, что такие страны, как Великобритания и Япония, тоже сильно закредитованы, и поэтому мировые центробанки, отказываясь от доллара, не торопятся закупать фунты и иены. Более того, учитывая, что в еврозону также входят несколько самых закредитованных стран мира, например, Греция, Италия и Португалия, говорить о надежности евро сейчас тоже достаточно сложно», — добавляет Наталья Мильчакова.

Наряду с нетрадиционными валютами центральные банки разных стран в последнее время стали активнее переводить накопленные резервы в золото. Эксперты МВФ объясняют это усилением глобальных геополитических и санкционных рисков. «В прошлом в результате введения финансовых санкций центробанкам приходилось незначительно менять состав своих резервных портфелей, замещая валюты, находящиеся под угрозой заморозки… золотом, которое может храниться в стране и таким образом не подвержено санкционным рискам… Спрос ЦБ на золото показал положительную реакцию на нестабильность глобальной экономической политики… Вероятно, этим и обусловлено дальнейшее накопление золота регуляторами развивающихся стран», — отметили в МВФ.

Согласно оценке Всемирного совета по золоту (WGC), в 2022 году мировые центробанки приобрели рекордные 1082 т драгоценного металла. В 2023‑м объем закупок незначительно уменьшился — до 1037 т, но все равно остался почти вдвое больше, чем в среднем за предыдущие десять лет. При этом с начала 2024 года регуляторы продолжили наращивать объем своих золотых резервов, а самыми активными покупателями драгметалла стали Турция, Китай, Индия, Казахстан, Сингапур, Чехия, Польша, Оман, Киргизия и Россия.

Согласно проведенному чуть больше года назад опросу WGC, отношение регуляторов к будущему золота в структуре их резервов стало более оптимистичным. В то же время взгляды мировых ЦБ на доллар, напротив, оказались пессимистичнее. «Центральные банки государств с формирующимся рынком и развивающейся экономикой менее уверены в превосходстве американского доллара, чем их партнеры из развитых стран. На фоне этих тенденций и постоянно меняющейся инвестиционной среды спрос на золото со стороны центральных банков, вероятно, останется высоким», — говорилось в исследовании.

Согласно последним оценкам WGC, в III квартале 2022 года доллар занимал порядка 51 % в структуре мировых золотовалютных резервов, а драгметалл — лишь 15 %. Впрочем, половина опрошенных центробанков ждут снижения доли нацвалюты США до 40 – 50 %, а некоторые регуляторы не исключают возможности падения этого показателя ниже 40 % в течение следующих пяти лет. В то же время уровень золота в глобальных запасах может подняться до 16 – 25 % (и даже выше), прогнозируют в большинстве ЦБ. «Санкционная дубинка, которую США активно применяют в качестве инструмента международной дипломатии, определенно сыграла свою роль. В частности, тревожным сигналом для многих регуляторов стала частичная блокировка российских активов. Именно после этого ЦБ развивающихся стран стали чаще перекладывать сбережения из долларов в другие активы, включая золото», — отмечает эксперт Финансового университета при правительстве России Сергей Суверов. По его мнению, в случае дальнейшего снижения доли доллара в мировых резервах Штатам будет сложнее привлекать инвестиции для покрытия своего бюджетного дефицита. Таким образом, все меньше стран будут покупать американские казначейские бумаги, и Вашингтону станет труднее рефинансировать государственный долг.

«Чтобы предотвратить эту ситуацию, Штатам придется долго поддерживать высокие процентные ставки для привлечения инвесторов. Также с политической точки зрения Вашингтон будет вынужден с помощью дипломатических договоренностей стимулировать своих союзников активнее использовать доллары», — заключает эксперт.


#доллар #экономика #валюта

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7682) от 13.06.2024 под заголовком «Доллар отступает».


Комментарии