Мировое сообщество в тревожном ожидании. Иран атаковал Израиль

Поздним вечером в субботу Иран атаковал Израиль с помощью беспилотников. Сначала сообщалось, что дронов несколько десятков. Затем The Times of Israel написала о второй волне атаки БПЛА, потом — о третьей. Также иранское агентство IRNA сообщило, что Тегеран запустил баллистические ракеты по целям в глубине Израиля.

Мировое сообщество в тревожном ожидании. Иран атаковал Израиль | ФОТО Omid Armin on Unsplash

ФОТО Omid Armin on Unsplash

Израильская армия обороны 

(ЦАХАЛ) подтвердила, что зафиксировала такие запуски. По данным New York Times, Тегеран задействовал 185 беспилотников, 36 крылатых ракет и 110 ракет класса «земля — земля». Иран впервые нанес прямой удар по Израилю со своей территории, а не при помощи «региональных прокси» — йеменских повстанцев «Ансар Аллах» (также известных как хуситы) и ливанской шиитской группировки «Хезболла». Хуситы и «Хезболла» нападение поддержали. Первые, как передает Reuters, запустили с территории Йемена несколько беспилотников. А «Хезболла» объявила, что запустила десятки ракет по контролируемым Израилем Голанским высотам. ЦАХАЛ в свою очередь сообщила, что нанесла ответные удары по объектам группировки в Ливане.

Военную помощь Тель-Авиву оказывали ВВС США и Великобритании. Как передает The Times of Israel со ссылкой на израильское минобороны, более ста иранских беспилотников были перехвачены за пределами Израиля. Их сбивали над Иорданией и Сирией. Часть дронов уничтожили американские и британские истребители. Эффективность нападения у противоборствующих сторон, естественно, кардинально различается. Системы ПВО перехватили 99 % запущенных в сторону Израиля баллистических ракет и беспилотников, сообщило израильское издание Ynet со ссылкой на официальных лиц. В ЦАХАЛ заявили, что «минимальный ущерб» был нанесен одной из армейских баз в Негеве. Иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) в свою очередь сообщил об «успешном уничтожении» важных военных целей на территории Израиля, передает IRNA.

Обменялись обе стороны и заявлениями лидеров своих стран. Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху в вечернем обращении к нации заверил, что страна готова к нападению Ирана, и пообещал ответ на атаку. После нападения Тегерана Нетаньяху заявил, что Израиль ­отразил эту атаку. «Мы перехватили. Мы блокировали. Вместе мы победим», — написал премьер в соцсети. Духовный лидер Ирана Али Хаменеи после начала атаки на Израиль провозгласил, что «злонамеренный сионистский режим будет наказан». А иранское постпредство в ООН заявило, что «если израильский режим совершит еще одну ошибку, ответ будет значительно более суровым».

Нападение Тегерана стало ответом на израильский авиаудар по иранскому консульству в Дамаске 1 апреля, в результате которого погибли 13 человек, включая пятерых офицеров и двух высокопоставленных генералов Корпуса стражей исламской революции. Иранские и сирийские власти утверж­дали, что консульство в результате удара было полностью уничтожено.

На протяжении полугода израильские военные неоднократно атаковали позиции КСИР и другие иранские цели в регионе, но удар по Дамаску значительно повысил градус напряженности. Тегеран воспринял бомбардировку консульства как удар по собственной территории. Более того, гибель командира элитных сил «Аль-Кудс» в Сирии и Ливане Мохаммада Резу Захеди и его заместителя Мохаммада Хади Хаджи Рахими называют самой тяжелой потерей для Тегерана.

Израиль хотя и не стал подтверж­дать или опровергать свою причастность к атаке, заявил, что уничтоженная постройка не обладала ­дипломатическим статусом. Сразу же после авиаудара Тегеран пригрозил Тель-Авиву ответными мерами. Спустя трое суток после удара по Дамаску Али Хаменеи опубликовал в соцсети сообщение на иврите, в котором пообещал заставить «сионистов» раскаяться за свою «преступную агрессию». Выступая с речью по случаю мусульманского праздника Ид аль-Фитр 10 апреля, иранский лидер вновь заявил, что Израиль «допустил ошибку и должен быть наказан, и он будет наказан».

В последующие дни израильское правительство вело активную подготовку к предстоящей атаке Ирана: ЦАХАЛ мобилизовала резервистов, включая операторов систем противовоздушной и противоракетной обороны, отменила отпуска для военнослужащих и начала глушить сигнал GPS в центральных частях страны (ранее перебои наблюдались лишь на севере и юге государства). Пресс-секретарь ­ЦАХАЛ Даниель Хагари заявлял, что ­вооруженные силы страны приведены в состояние повышенной бое­готовности. Кроме того, Израиль приостановил работу своих дипломатических миссий в 28 странах.

По мнению политолога Георгия Бовта, израильская система ПВО показала свою эффективность. «Нет сведений о каком‑то значительном ущербе, который нанесли иранские беспилотники и крылатые ракеты. Внешне это все выглядело достаточно картинно, но с военной точки зрения эффективность не очень высока. С другой стороны, столь массированный удар выглядит в глазах Запада, скажем так, несоразмерным по сравнению с тем, что предпринял Израиль, атаковав дипломатический объект Ирана в Сирии. И теперь вопрос стоит в том, что предпримет Нетаньяху в свою очередь. Первое, что напрашивается, самое логичное, это удар по иранским ядерным объектам. Израиль в свое время предпринимал такую атаку, правда, было это уже достаточно давно. Но надо понимать и то, что иранская ядерная программа для руководства страны очень важна, поэтому это может вызвать гораздо более болезненную реакцию, чем ответ на атаку дипломатического объекта. Не хочется прогнозировать самое страшное, но теоретически Иран может попытаться применить ядерное оружие. Вероятность этого не очень велика, но от отчаяния чего только люди не делают», — говорит Бовт.

Эксперт полагает, что сдерживать Израиль будут американцы, которым невыгодна новая эскалация. «Администрация США предпочла бы, чтобы все на этом закончилосьсейчас провести Совет безопасности, чем‑то потрясти и так далее, чтобы Израиль не наносил удар. С другой стороны, для Нетаньяху это может быть, образно выражаясь, неплохим шансом еще более эскалировать ситуацию, поскольку он понимает, что Америка будет вынуждена вступиться за Израиль в случае большой войны. И поскольку ситуация в Газе пока далека от успешного разрешения, отвечать за провалы теракта 7 октября все‑таки рано или поздно придется, то существует большое искушение совершить какой‑нибудь мощный молниеносный удар, скажем, по ядерной программе Ирана. Это искушение велико», — считает политолог.

А вот по мнению военного эксперта Владислава Шурыгина, дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, каким окажется ответ Израиля на эту атаку — демонстративным по форме, но умеренным по факту или максимально мощным. «В последнем случае обмены ударами продолжатся», — прогнозирует он. По оценке эксперта, война между Ираном и Израилем может идти только в форме воздушных ударов, поскольку сухопутной границы между ними нет и сухопутных сражений просто не может быть. Что касается способности Израиля вести сухопутные действия, достаточно вспомнить, что он уже полгода не может справиться с группировкой ХАМАС в Газе, где проживали до конфликта 2 миллиона человек. Население Ирана — 90 миллионов. «Корпус стражей исламской революции хорошо вооружен, а военная промышленность Ирана работает очень хорошо. При этом Израиль не может не учитывать тот факт, что весь его ракетный запас не покрывает и половины первоочередных целей на территории Ирана. У Ирана же ракет с избытком», — отмечает Шурыгин.

Есть еще внешнеполитический фактор, который, по мысли эксперта, может удержать Ближний Восток от большой войны. «Ни администрация Байдена, ни европейские лидеры не заинтересованы в этом конфликте, который не только взорвет мировые цены на нефть и нефтепродукты, но и станет серьезной внутренней проблемой для большинства стран, где исламские диаспоры, безусловно, поддержат Иран и выступят против Израиля. Поэтому с большой долей вероятности конфликт не вый­дет за рамки непродолжительной серии обменов ракетно-бомбовыми ударами, после чего обе стороны примут усилия посредников и конфликт сойдет на нет», — заключает эксперт.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

Министерство иностранных дел России выразило серьезную озабоченность после ударов Ирана по Израилю. Ситуация названа опасной эскалацией на Ближнем Востоке. В МИД РФ отмечают, что неурегулированность многочисленных кризисов на Ближнем Востоке, в первую очередь в зоне палестино-израильского конфликта, будет приводить к росту напряженности. В МИД призвали все вовлеченные стороны к сдержанности.


#иран #израиль #конфликт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 68 (7644) от 15.04.2024 под заголовком «Крылатые качели».


Комментарии