Минюст разъясняет об ответственности адвоката перед доверителем

Деятельность адвоката сопряжена с рисками. Адвокат обязан действовать не только в рамках права, но и в границах норм морали и нравственности, так как это напрямую определяет судьбу доверителя. Ввиду наличия у адвоката специального статуса у него появляется повышенная ответственность за осуществление своей профессиональной деятельности и исполнение им поручений доверителей.

Минюст разъясняет об ответственности адвоката перед доверителем | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Ответственность адвоката перед доверителем квалифицируется как гражданско-правовая. К ней применяются общие правила и принципы, на которых базируется ответственность по гражданскому законодательству. Основанием для возникновения ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей по отношению к доверителю. Данная обязанность закреплена в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон).

Между адвокатом и доверителем заключается договор (соглашение) об оказании юридической помощи. Согласно подпункту 5 пункта 4 статьи 25 Закона, к существенным условиям соглашения относятся размер и характер ответственности адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения.

Однако если условия о размере и характере ответственности адвоката не будут специально оговорены в договоре об оказании юридической помощи, то подлежат применению общие правила возмещения убытков, предусмотренные ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Более того, согласно пункту 1 статьи 18 Кодекса профессиональной этики адвоката (далее — Кодекс), нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и Кодекса, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной ответственности.

Мерами дисциплинарной ответственности в соответствии с Кодексом являются: замечание, предупреждение, прекращение статуса адвоката.

Дисциплинарное производство осуществляется квалификационной комиссией и Советом адвокатской палаты, членом которой является адвокат на момент возбуждения такого производства, а возбуждается президентом адвокатской палаты после поступления к нему документов, признанных поводами для возбуждения дисциплинарного производства.

Поводами для возбуждения дисциплинарного производства являются:

— жалоба, поданная в адвокатскую палату другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а равно — при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований — жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи;

— представление, внесенное в адвокатскую палату вице-президентом адвокатской палаты либо лицом, его замещающим;

— представление, внесенное в адвокатскую палату территориальным органом Минюста России;

— обращение суда (судьи), рассмат­ривающего дело, представителем (защитником) по которому выступает адвокат, в адрес адвокатской палаты.

Квалификационная комиссия дает заключение по возбужденному дисциплинарному производству по существу, на основании непосредственного исследования доказательств, представленных участниками производства до начала разбирательства, а также их устных объяснений.

В соответствии с указанным заключением квалификационной комиссии Совет адвокатской палаты по дисциплинарному производству принимает окончательное решение о наличии либо об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса, или о неисполнении (ненадлежащем исполнении) им своих обязанностей перед доверителем, или о неисполнении адвокатом решений органов адвокатской палаты и о применении к адвокату мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных статьей 18 Кодекса.

Подготовил заместитель начальника отдела по вопросам адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрий Матвеев




#Минюст #юристы #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (7488) от 28.08.2023 под заголовком «Ответственность адвоката перед доверителем».


Комментарии