Минюст объясняет, как НКО нарушают закон при госрегистрации

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу

Минюст объясняет, как НКО нарушают закон при госрегистрации | ФОТО: Pixabay

ФОТО: Pixabay

Анализ по результатам проведенной в 2020—2021 годах деятельности по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций позволил сделать выводы о типичных нарушениях законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых  в Главное управление для государственной регистрации.

1. Наименование некоммерческой организации не содержит указания на ее организационно-правовую форму и характер деятельности, что является нарушением требований статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон «О некоммерческих организациях»).

2. Наименование общественных объединений не содержит указания на организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности, что является нарушением статьи 28 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон «Об общественных объединениях»).

3. Наличие в уставе некоммерческой организации открытого перечня целей и видов деятельности, а также отсутствие в уставе конкретных видов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона  «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться предмет и цели деятельности некоммерческой организации. Согласно пункту 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и пунктам 1 и 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, в том числе предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Наличие в уставе некоммерческой организации формулировок «иные цели», «иные виды деятельности», «основные виды деятельности» без указания на перечень дополнительных видов деятельности и иных аналогичных формулировок, предполагающих открытый перечень целей и видов деятельности, равно как и осуществление деятельности за рамками характера деятельности, отраженного в наименовании некоммерческой организации и уставных целях, недопустимо.

Отсутствие в уставе некоммерческой организации указания на конкретные виды предпринимательской, внешнеэкономической и иной приносящей доход деятельности допускает осуществление некоммерческой организацией видов деятельности, не предусмотренных Уставом.

4. В ряде случаев коды основного и дополнительных видов экономической деятельности, заявляемые некоммерческими организациями для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, не соответствуют ее целям и видам деятельности, предусмотренным уставом, что противоречит положениям статьи 24 Закона «О некоммерческих организациях».

5. Некоммерческие организации используют наименование некоммерческих организаций, ранее зарегистрированных с таким же наименованием, что является нарушением подпункта 2 пункта 1 статьи 23.1 Закона «О некоммерческих организациях».

6. В нарушение пункта 3 статьи 50.1 ГК РФ выявлены случаи отсутствия в решениях (протоколах) о создании некоммерческих организаций сведений о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица.

7. Не соблюдаются положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие компетенцию высшего органа управления некоммерческой корпоративной организацией и порядка принятия решений по вопросам исключительной компетенции этого органа, что является нарушением пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ, пункта 3 статьи 29 Закона «О некоммерческих организациях».

8. В уставах общественных объединений не определены порядок и условия приобретения членства, права и обязанности членов общественного объединения, не указаны срок полномочий руководящих органов, механизм их избрания и компетенция.

9. На заседаниях высшего органа управления общественной организации присутствуют лица, действующие на основании доверенности, выданной членом общественной организации, что противоречит положениям пункта 3 статьи 123.6 ГК РФ, согласно которому осуществление прав члена общественной организации не может быть передано другому лицу.

10. В уставах общественных объединений выявлены случаи отсутствия сведений о постоянно действующем руководящем органе, что является  нарушением статьи 8 Закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которой в случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Таким образом, образование постоянно действующего руководящего органа в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для общественных организаций, а также их структурных подразделений, создаваемых в форме отделений.

11. В соответствии с пунктом 1 статьи 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

Требования, предъявляемые к оформлению решения собрания, установлены статьей 181.2 ГК РФ. В соответствии с пунктом 3 рассматриваемой статьи о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

На основании пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

· дата, время и место проведения собрания;

· сведения о лицах, принявших участие в собрании;

· результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

· сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

· сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

В нарушение положений пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ на государственную регистрацию представляются протоколы (выписки из протоколов) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления некоммерческой организации, не содержащие сведения  о лицах, принявших участие в собрании, о лицах, проводивших подсчет голосов. Кроме того, на государственную регистрацию представляются протоколы (выписки из протоколов), не подписанные председательствующим на собрании и секретарем собрания, что противоречит пункту 3 статьи 181.2 ГК РФ.

12. В нарушение статьи 15 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон № 329-ФЗ) уставы общественных организаций, являющихся общероссийскими спортивными федерациями, не содержат положений о мерах по осуществлению специальной подготовки контролеров-распорядителей; о порядке утверждения критериев отбора спортсменов для включения их в состав спортивной сборной команды, формируемой общероссийской спортивной федерацией; о порядке утверждения периодичности проведения общероссийской спортивной федерацией официальных спортивных мероприятий; о порядке уплаты вступительных и членских взносов.

13. Уставы физкультурно-спортивных организаций, не имеющих государственной аккредитации по соответствующему виду спорта, содержат положения, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Закона № 329 ФЗ только для общероссийских спортивных федераций.

При заполнении форм заявлений (уведомлений) для государственной регистрации юридического лица заявителями допускаются следующие типичные ошибки:

1. Форма заявления (уведомления) заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную. При использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения печать знаков должна выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов черным цветом.

Заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного, фиолетового или синего цвета заглавными печатными буквами, если иное не установлено Требованиями к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган (далее — Требования, утверждены Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@).

2. В заявлении помимо заполненных листов, относящихся к регистрации, прикладываются лишние листы. В соответствии с пунктом 18 Требований незаполненные (пустые) листы, а также полностью незаполненные (пустые) страницы многостраничных листов формы заявления в состав заявления включать не требуется.

3. Исходя из подпункта 1 пункта 29 Требований, в случае если местом нахождения юридического лица будет город федерального значения Москва, Санкт-Петербург или Севастополь, а также город и космодром «Байконур», помимо рассматриваемого в подпункте показателя иные показатели пункта 3 «Место нахождения юридического лица» (подпункты 2, 3 и 4 данного пункта) не заполняются. В ряде случаев соответствующие показатели данных подпунктов заполняются некоммерческими организациями.

4. В большинстве случаев некоммерческими организациями при создании  в Заявлении Лист И «Сведения о заявителе» заполняется только в отношении одного учредителя, в то время как, согласно пункту 47 Требований, Лист И «Сведения о заявителе» заполняется в отношении каждого учредителя создаваемого юридического лица. 

В целях сокращения количества отказов в государственной регистрации некоммерческих организаций Главным управлением продолжена работа по оказанию заявителям методической помощи, а также по проведению личных приемов начальником Главного управления, заместителем начальника Главного управления, курирующим профильное структурное подразделение, начальником отдела структурного подразделения Главного управления.



#Минюст #законы #НКО

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (6951) от 24.06.2021 под заголовком «Минюст разъясняет».


Комментарии