Минпромторг уточнит перечень товаров для параллельного импорта

Минпромторг рассчитывает уточнить перечень товаров, разрешенных к ввозу в Россию в качестве параллельного импорта. Правда, самого этого словосочетания в названии министерского проекта нет, речь в нем идет о товарах, в отношении которых «не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса РФ».

Минпромторг уточнит перечень товаров для параллельного импорта | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Стоит, видимо, напомнить, что такое параллельный импорт: это разрешение на ввоз товаров, производимых под марками зарубежных брендов, которое государство дает посредникам — неофициальным дистрибьюторам. Все просто. Допустим, фирма закрыла в России производство и/или прекратила официальную поставку своей продукции. Но ведь она продолжает осуществлять оптовые поставки по договорам с другими фирмами, которые в свою очередь и могут перепродавать товары в Россию. Без разрешения правообладателя товарной марки. Законодательное основание для введения такой торговой системы появилось в Гражданском кодексе РФ еще в 2014 году — тот самый подпункт 6 статьи 1359.

Затем в 2018 году Минпромторг получил полномочия определять бренды, в отношении которых применим параллельный импорт. Тогда‑то и был создан список. В него включили более 50 групп товаров: от саженцев до парфюмерии. А еще текстиль, одежда, бытовая техника, автомобили… 200 брендов. В частности: смартфоны, часы и наушники Apple, Samsung, Nokia, Sony, Siemens, гаджеты HP, автомобили Hyundai, Nissan, Volkswagen, Toyota, Volvo, Scania, Tesla, Land Rover, Jeep, Jaguar и ряд других марок. Затем в списке появились некоторые виды медицинской техники.

В последний раз его меняли летом нынешнего года. Тогда в Минпромторге пояснили, что «параллельный импорт — это не легализация контрафакта, а ввоз официальных товаров через альтернативные каналы поставок».

И вот — новый проект. На сей раз Минпромторг предлагает расширить перечень товаров в разделе «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные». В него вписаны дополнительные марки топлива и фирменных масел для автомобилей.

Но, кажется, проект написан ради другого пункта — нового в списке, — в котором перечислены алкогольные и безалкогольные бренды, прекратившие свою деятельность в России и тем самым угодившие в параллельный импорт. Список впечатляет: виски, ром, коньяк, джин, текила, игристые вина Шампани и другие — 97 позиций.

Последовала громкая реакция публики. Общества потребителей, представители розничной торговли, нечего скрывать, выражали радость, подчеркивая, что проект учитывает потребности граждан, а также гарантирует приличное празднование Нового года.

Однако, как выяснилось, у проекта были (и остаются) явные не­доброжелатели.

Прежде всего это Минфин. Свою позицию он сформулировал в письме, направленном в федеральное правительство в рамках обсуждения проекта, которое продлится до 30 сентября. (Кстати, ознакомиться как с проектом, так и с ходом обсуждения еще можно на портале https://regulation.gov.ru/.) В своем отзыве Минфин вообще высказался против параллельного импорта любого алкоголя. Главный довод — сложно отличить контрафакт от настоящей продукции без участия официальных дистрибьюторов, имеющих разрешение на торговлю от правообладателей марок.

Такого же мнения, как выяснилось, придерживается и ряд крупных дистрибьюторов и импортеров алкоголя. По их утверждениям, на Западе есть производители, способные заменить ушедших с рынка изготовителей коньяка, виски, шампанского и ликеров аналогичной продукцией, да и свои производители умножают ассортимент.

Итак, найдут ли к нам дорогу шотландский виски и французское шампанское, узнаем совсем скоро.


#товары #импорт #перечень

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7265) от 29.09.2022 под заголовком «Виски дорогу найдет?».


Комментарии