Минобрнауки РФ подвело итоги действия госпрограммы поддержки университетов «Приоритет-2030»
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Программа «Приоритет-2030» пришла на смену «Проекту 5 – 100», цель которого была — включить российские вузы в мировую образовательную среду и чтобы как минимум пять из них вошли в топ-100 мирового рейтинга. Прямо целиком ни один наш вуз в первую сотню не вошел, но многие занимали очень высокие позиции «по предметам» (скажем, в IT). Цель «Приоритета-2030», как поясняют в Минобрнауки, — «сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны».
По этой программе у вузов больше возможности получить господдержку. Те, кто соответствует определенным критериям, могут рассчитывать на базовый грант, а если вуз своей программой развития и успехами особенно впечатлил комиссию, то получает дополнительный специальный грант, он может быть сопоставим с базовым, а может быть в несколько раз больше. СПбГУ и МГУ в «Приоритете-2030» не участвуют — у них отдельное финансирование и свои программы развития.
Конец года — драматичнейшее время для вузов — участников программы: грантополучатели отчитываются «о проделанной работе» (и за год, и с начала участия) и презентуют программу дальнейшего развития. Комиссия оценивает, и грантовая поддержка прекращается либо продолжается. «Мы предусмотрели создание конкурентной среды, поэтому обе части гранта, базовая и специальная, будут зависеть от успехов каждого отдельного университета», — комментировал министр образования и науки Валерий Фальков.
В уходящем году получателями базовой части были 110 вузов, а 48 — и базовой, и дополнительной. В 2024‑м, как сейчас оповестило Минобрнауки РФ, базовую получат 118 вузов, а вот получателей специального граната убавится: 42. Из них 15 — по направлению «Исследовательское лидерство», 27 — по «Территориальному и (или) отраслевому лидерству».
Есть отсеявшиеся: и те, кто выбыл из списка получателей повышенного гранта, и те, кто не получит даже базового. Причем среди последних есть крупные известные вузы — например, РУДН, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, Пермский государственный национально-исследовательский университет.
Среди петербургских вузов-участников есть те, кто недосчитается повышенного гранта, но ни один не лишился базового. В 2024 году его размер — от 100 до 378 млн рублей (впрочем, максимальная сумма досталась лишь одному университету в стране — Высшей школе экономики). Получатели «базы»: Санкт-Петербургский госуниверситет промышленных технологий и дизайна (почти 123 млн рублей), Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (больше 192 млн), Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И. П. Павлова (свыше 165 млн), ГУАП (132 млн), Политех Петра Великого (почти 147 млн), Университет ИТМО (почти 150 млн), Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения (152 млн), ЛЭТИ (больше 130 млн), Военно-медицинская академия (почти 129 млн), Академия русского балета имени Вагановой (100 млн).
Дополнительно специальные увеличенные гранты получили: по направлению «Территориальное лидерство» — Военно-медицинская академия (почти 529,5 млн) и Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (больше 317,5 млн); по направлению «Исследовательское лидерство» — Университет ИТМО (529,5 млн рублей) и Политех Петра Великого (больше 317,5 млн).
ИТМО по стране входит в тройку лидеров в «исследовательском» направлении. Многие разработки в программе развития вуза (она называется «Университет открытого кода») связаны с развитием искусственного интеллекта. «Искусственный интеллект — важнейший инструмент, который способен оказать принципиальное влияние на экономику и может в разы увеличить эффективность производственных, научных и образовательных процессов, — говорит ректор Владимир Васильев. — Чем шире мы встраиваем ИИ в повседневную работу ИТМО и наших индустриальных партнеров, тем больше областей применения и перспектив развития мы находим». По словам ректора, «Приоритет-2030» помогает вузу ежегодно поставлять на рынок 15 % всех топовых специалистов в сфере ИИ и не просто наращивать темпы его внедрения, но и поднимать планку сложности алгоритмов машинного обучения.
Среди проектов, над которыми в уходящим году работал университет, ― это, например, облачный сервис SMILE.Cloud (помогает получить доступ к возможностям машинного обучения даже специалистам без навыков в программировании), ИИ-проектировщик для освоения Арктики (от сферы строительства до работ на шельфе); ИИ-поисковик наночастиц для борьбы с раком и цифровой сервис для изучения микробиоты человека.
Первый проректор Дарья Козлова видит причину успеха еще и в том, что вуз стал «научно-образовательной корпорацией, которая формирует особую культуру: предпринимательское мышление, продуктовый подход, а также развитие экспертизы в новых областях науки и бизнеса». Как поясняет Козлова, речь не просто о выполнении заказных научно-исследовательских работ для бизнеса, а о «новой форме работы с бизнесом»: привлечении частных инвестиций, совместном создании компаний. Причем главным двигателем развития выступают так называемые Principal Investigaitor — руководители исследований и разработок, которые «берут ответственность за команду и результат в свои руки».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7569) от 19.12.2023 под заголовком «Кто защитился, кто отсеялся».
Комментарии