Минфин РФ: нефтегазовые доходы федерального бюджета в июле составили 1,08 трлн рулей

Это на 44,6 % больше, чем в июне, и на 33 % — по сравнению с июлем прошлого года.

Минфин РФ: нефтегазовые доходы федерального бюджета в июле составили 1,08 трлн рулей | ФОТО Pan Demin on Shutterstock

ФОТО Pan Demin on Shutterstock

Июль стал третьим месяцем по объему поступлений нефтегазовых доходов в казну. Этот результат обеспечили квартальные выплаты по налогу на добавленный доход (НДД) неф­тяных компаний. Такие же выплаты производились в марте (за четвертый квартал 2023‑го) и в апреле (за первый квартал 2024‑го). Оба раза суммарные поступления в бюджет были выше, чем в июле.

По словам главы Фонда национальной энергетической без­опасности Константина Симонова, нет ничего удивительного в том, что июльские нефтегазовые доходы «вытянули» за счет поступлений по НДД. Так настроена налоговая система страны. Главное, что Россия опять получила 1 трлн рублей с лишним, а доходы оказались выше базового уровня и прошлогодних поступлений. Отрасль выдерживает запланированный график уже в семь месяцев, хотя во втором полугодии с этим могут возникнуть определенные сложности, считает эксперт.

В первую очередь, по его мнению, есть риски, связанные с возможностью снижения стоимости нефти, несмотря на ситуацию на Ближнем Востоке. Опасность снижения мировых цен существует. А значит, сохраняется вероятность продления или даже ужесточения обязательств России в рамках договоренностей «ОПЕК+». Сделка необходима, она обеспечивает довольно высокий уровень нефтяных цен, но влияет на объемы добычи. Сейчас РФ находится в фазе выполнения наиболее жестких условий сделки, поясняет эксперт.

Иначе смотрит на это доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. По его мнению, в первом полугодии мы наблюдали снижение котировок нефти в связи с неустойчивым спросом в Азиатском регионе, но во второй половине года ожидается более уверенный рост в том же Китае. Кроме того, повышению цен может способствовать и очередное обострение обстановки на Ближнем Востоке.

При этом Андрианов обращает внимание на то, что есть устойчивая тенденция к сокращению дисконта для российской смеси Urals (цена на нее используется для расчета налогов) по сравнению с маркерными сортами нефти. По данным агентства Argus, в июле он уменьшился на 1,5 – 1,7 доллара за баррель, до 12,9 – 13,4 доллара. То есть остается потенциал для его дальнейшего снижения, что также будет способствовать росту нефтегазовых доходов.

С точки зрения эксперта по энергетике Кирилла Родионова, риски для бюджета, связанные с сокращением добычи нефти, практически полностью отыграны. Текущий уровень добычи близок к уровню квот, закрепленному для России на период с июня по сентябрь 2024‑го. Поступления по экспортной пошлине на газ также должны стабилизироваться.

Впрочем, есть и внутренние экономические факторы, которые могут оказать влияние на объем неф­тегазовых доходов в ближайшие месяцы. Один из них — курс рубля, который укрепляется по отношению к доллару. Налоги платятся в рублях, но рассчитываются относительно цены нефти Urals в долларах. То есть при одной и той же цене нефти в долларах — чем крепче рубль, тем меньше доходов идет в бюджет.

Август может оказаться самым слабым месяцем с точки зрения неф­тегазовых доходов. Но в целом эксперты считают, что во второй половине года они останутся на высоком уровне.

Как отмечает Симонов, ситуация по первым семи месяцам года с доходами, поступающими от отрасли, хорошая. Все риски, в том числе санкционные, управляемы. Но расслабляться не стоит, считает эксперт.

По мнению Родионова, если в 2022 году происходил резкий рост нефтегазовых доходов бюджета, а в 2023 году их коррекция, то для нынешнего года характерна стабилизация. Производители нефти и нефтепродуктов переориентировали поставки в Индию, Китай и Турцию, а экспорт газа в Европу вышел на временное плато.

Андрианов также считает, что сейчас нет серьезных предпосылок ни к увеличению, ни к заметному сокращению нефтегазовых доходов. С его точки зрения, это положительная тенденция — снижение зависимости от таких доходов за счет развития секторов, не относящихся к нефтяному, и частичного переноса акцентов в налоговой политике на другие отрасли.

Читайте также:

Нефть в ожидании американской рецессии: на прошлой неделе мировые цены обновили минимум с начала года

Жаркое лето-2024. Почему у Европы остаётся всё меньше альтернатив газу из России


#федеральный бюджет #нефть #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7745) от 10.09.2024 под заголовком «Доходы выше «базы»».


Комментарии