Миллионер не из трущоб. Что известно о новом премьер-министре Великобритании
Премьер-министром Великобритании впервые в ее истории стал политик индийского происхождения. В свои 42 года Риши Сунак оказался также не только самым молодым главой британского кабинета министров, но и самым богатым: считается, что состояние его семьи превышает королевское.
ФОТО Leon NEAL/AP/ТАСС
Хозяином резиденции премьеров Британии на Даунинг-стрит, 10, Сунак стал со второй попытки и спустя всего семь недель после поражения в первом в этом году состязании за пост лидера. В августе, несмотря на то что Сунак, занимавший тогда пост министра финансов, и считался фаворитом за место главы кабмина, он уступил в борьбе с тогдашним министром иностранных дел Лиз Трасс.
Вторая попытка оказалась удачной и фактически прошла без всякой борьбы. Это случилось после того, как Борис Джонсон снял свою кандидатуру и соперником Риши Сунака стала лишь сравнительно малоизвестная и не очень популярная министр торговой политики Пенни Мордонт. Она не сумела получить необходимые для участия в выборах 100 голосов однопартийцев-парламентариев, и Сунак таким образом оказался единственным кандидатом на пост главы Консервативной партии, а значит, и премьера. Получив поддержку большинства из 380 депутатов тори, Риши Сунак приобрел не только статус главы Консервативной партии, но и пост премьер-министра. Характерно, что на всеобщих выборах в 2019 году в Британии голосовали свыше 32 миллионов избирателей. Для утверждения Сунака оказалось достаточно 193 депутатов-консерваторов. В лондонских газетах такое назначение язвительно назвали «коронацией».
По большому счету политический триумф Риши Сунака случился по двум причинам. Во-первых, новому премьеру надо сказать большое спасибо Лиз Трасс. Ее план радикальных экономических реформ и колоссальных дополнительных бюджетных расходов на четверть триллиона фунтов обрушил до невиданных глубин сначала рынок госдолга и курс фунта, а потом и рейтинги правящей Консервативной партии. Пенсионная система оказалась на грани краха, и центробанку пришлось включить на полную мощность печатный станок, чтобы предотвратить системный кризис, выручить правительство и спасти пенсионные фонды. В одночасье многие британцы оказались перед угрозой потерять жилье и работу, лишиться части пенсии и доступа к бесплатному здравоохранению. Все это вызвало не только нарастающее недовольство населения, но и очевидное раздражение внутри партийного руководства тори. Трасс вынудили уйти в отставку, и поле за премьерский пост почти расчистилось.
Во-вторых, интрига борьбы за премьерское кресло сохранялась в том случае, если бы бороться за него решил Борис Джонсон. Экс-премьер оперативно вернулся в Великобританию из отпуска в Доминиканской Республике, как всем показалось, чтобы вступить в гонку. К тому же ему удалось быстро получить необходимые 100 голосов поддержки парламентариев. Однако вечером 23 октября экс-премьер неожиданно для многих заявил, что участвовать в выборах не будет. Путь к победе Риши Сунака был свободен.
По многим параметрам Сунак действительно очень необычный для чопорной Великобритании премьер. Оба его деда — пенджабские индусы, которые в начале XX века иммигрировали в британские колонии в Восточной Африке; его отец родился в Кении, а мать — в Танганьике (сейчас материковая часть Танзании). В 1970‑е родные Риши переехали в Великобританию. Сунак родился в Саутгемптоне в 1980 году, где его отец был терапевтом, а мать владела и управляла аптекой. Учился Риши в элитной частной школе — Винчестерском колледже, а летом, несмотря на то что семья ни в чем не нуждалась, подрабатывал официантом в саутгемптонском ресторане. Школу будущий премьер окончил на «хорошо» и «отлично» и без труда поступил в Оксфорд для изучения философии, политики и экономики. В 2006 году по программе МВА в Стэнфордском университете (США) он получил бизнес-образование, являлся стипендиатом программы Фулбрайта.
Кстати, как раз здесь Риши встретил свою будущую супругу Акшату Мерти, дочь Нараяны Мерти, миллиардера и соучредителя огромной компании IТ-услуг Infosys, которого на родине иногда называют «индийским Биллом Гейтсом». Собственно говоря, именно благодаря этой встрече и последующему браку Сунак ныне считается одним из наиболее обеспеченных политиков Великобритании: в нынешнем году он и его супруга с общим состоянием £730 млн заняли 222‑е место в списке богатейших британцев, по версии The Times. Это в два раза больше, чем оцениваемое состояние короля Карла III.
Интересная деталь: в нынешнем году, как только Риши Сунак начал входить в высшую политическую элиту страны, британские СМИ стали писать о том, что его супруга, живя в Соединенном Королевстве уже много лет, налоги не платит. Но это никакой не криминал, такую возможность дает договор между Великобританией и Индией 1956 года, согласно которому при статусе временного резидента индийские граждане, проживающие в королевстве, могут избежать двойного налогообложения. По данным BBC, это помогло Акшате Мерти сэкономить до £280 млн. Такие детали могли бы теоретически скомпрометировать Сунака в глазах рядовых избирателей, но в нынешней ситуации решение принимали члены парламента.
После завершения образования в 2001 году молодой бизнес-специалист со связями решил пойти работать по специальности. Непосредственно политикой будущий премьер стал заниматься достаточно поздно, в 2015‑м его избрали депутатом палаты общин от города Ричмонда в Йоркшире, затем он еще дважды переизбирался — в 2017 и 2019 годах. В исполнительную власть Сунак попал в правительстве Терезы Мэй, которая назначила его на незначительную должность заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства. Борис Джонсон оценил способности Сунака гораздо выше, при нем он занял, по сути, второй по значимости пост в правительстве — министра финансов. И вот теперь индус Риши Сунак — номер один в британской политической иерархии. Примечательно, что это произошло спустя 75 лет после того, как Индия приобрела независимость от Великобритании.
Нынешний премьер производит впечатление полного антипода двух своих предшественников — эпатажного сибарита и политикана Бориса Джонсона и решительной, напористой, но не слишком компетентной Лиз Трасс. Риши Сунак в меру уверен в себе, обладает хорошими экономическими знаниями и достаточным политическим опытом. Он не склонен к авантюрным решениям и не любит самопиар. Правда, еще неизвестна в подробностях его программа выведения страны из экономического кризиса. Пока лишь понятно, что он полностью отказывается от того провального пути, которым следовала Трасс, но, что будет взамен, неясно.
Экономия — это то, к чему активно призывает сегодня новый кабинет. В британском бюджете на следующий год обозначилась дыра в 50 миллиардов фунтов стерлингов, и правительство спешно решает, за счет чего ее закрыть. Не исключены сокращение социальных расходов, заморозка государственных зарплат и пенсий. Решения по этим и другим важным вопросам еще не приняты, но есть опасения, что они будут не в пользу рядовых британцев. Ведь несмотря на свою национальность Риши Сунак — продукт британского истеблишмента и его финансово-банковского отделения, и он вынужден будет играть по их правилам. Поэтому не стоит надеяться, что в лучшую сторону изменятся и российско-британские отношения.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (7290) от 03.11.2022 под заголовком «Миллионер не из трущоб».
Комментарии