Миллиардер на берегу Бьеркезунда

Львиная доля добываемых в России жидких углеводородов, идущих на экспорт морским путем, отгружается через порт Приморск в Выборгском районе Ленобласти. Когда к нему подтянулись стальные нити Балтийской трубопроводной системы (БТС), там был построен крупнейший на Северо-Западе нефтяной терминал. За 17 лет, миновавших с той поры, 12,4 тыс. танкеров доставили зарубежным потребителям из этих ворот миллиард тонн «черного золота» и нефтепродуктов. «Почетный» груз, знаменующий достижение цифры с девятью нулями, принял на борт танкер Mastera и отправился с ним в финский порт Порвоо.

Миллиардер на берегу Бьеркезунда | Иллюстрация kodda/shutterstock.com

Иллюстрация kodda/shutterstock.com

Внешнеторговые грузоперевозки на Балтике шли раньше в основном через прибалтийские республики. На долю четырех российских портов, включая Калининград, куда контейнеры и жидкое топливо нужно было доставлять морем, приходилось около 25% от общего грузооборота.

Чтобы разграничить потоки экспортной нефти, недалеко от Приморска на берегу пролива Бьеркезунд был построен терминал-рекордсмен, мощность которого по перевалке дизтоплива составила 25 млн тонн в год, а отгружать нефти он может в два с лишним раза больше. Этот порт единственный на российском побережье Балтики способен принимать танкеры дедвейтом (общей вместимостью) до 150 тыс. тонн.

Его первую очередь запустил в эксплуатацию, нажав в операторной кнопку, президент России. К декабрю 2001-го, когда произошло это событие, вступила в строй первая очередь БТС мощностью 12 млн тонн нефти в год. В последующие годы ее пропускная способность выросла до 74 млн тонн.

По этой трубопроводной системе и полилась добываемая на северо-западе России (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция), в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье нефть. Позже в эту же точку Ленобласти «пришел» и нефтепродуктопровод «Второво - Кириши - Приморск» (проект «Север»). А в 2006-м «Транснефть» завершила сооружение всех причалов, способных принимать огромные танкеры двух типов (Aframax и Suezmax), а рядом с ними построила лаборатории, узлы учета и другие объекты резервуарного парка, созданного для хранения и отгрузки сырой и переработанной нефти.

Сегодня эта компания использует там мощности двух нефтебаз: одна из них (14 резервуаров и четыре причала протяженностью почти 1,5 км) предназначена для отгрузки «черного золота», а другая «специализируется» на дизельном топливе высокого качества (еще четыре резервуара и два грузовых причала). В целом же с начала эксплуатации через порт было отгружено 901,2 млн тонн нефти (более 9 тыс. танкеров) и 98,8 млн тонн нефтепродуктов (3,3 тыс. танкеров).

В прошлом году «сырьевики» отгрузили 43,9 млн тонн нефти и 13,6 млн тонн дизтоплива. Показатели этого года будут, видимо, чуть выше или сопоставимы с прошлогодними. Во всяком случае по отгрузке на экспорт нефтепродуктов ожидается рост, поскольку незадолго до этого завершились работы по проекту «Север-25», позволившему нарастить технические возможности порта примерно втрое.

По словам Максима Кудинова, гендиректора компании «Транснефть - Порт Приморск», заявок от экспортеров сырья и нефтепродуктов на прохождение через порт в 2019 г. поступило на уровне нынешнего года, но заявочная кампания еще продолжается. И даже если на российские порты обрушится во много раз больше таких грузов, чем нынче, их мощностей достаточно, чтобы справиться с такой перевалкой, подчеркивает Владимир Назаров, вице-президент «Транснефти».

Стоит добавить, что в этом году в порту Приморск появились защитные сооружения для сбора нефтяной пленки и перекачки в специализированные амбары, а затем на очистные сооружения. Но за весь период его эксплуатации, отмечают портовые службы, не было зафиксировано ни одного превышения предельно допустимых нормативов воздействия на окружающую среду.

В июле 2019 года там же будет открыт акваполигон, где поселятся наиболее чувствительные к загрязнению воды рыбы и водоросли. «Пока мы не знаем, какая там рыба будет выращиваться: скорее всего, форелевые, сиг или корюшка, - сказал Максим Кудинов, - но объем инвестиций в проект оценивается в 33 млн рублей».

Эти живые маркеры, считают эксперты, помогут контролировать экологическое состояние Финского залива.

#нефть #производство #добыча

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (6347) от 20.12.2018 под заголовком «Миллиардер на берегу Бьеркезунда».


Комментарии