Между Центробанком и Минфином разгорелась дискуссия о криптовалюте

В России недавно разгорелась серьезная дискуссия. Ее застрельщиком, как мы уже сообщали, стали вовсе не политики, а Центробанк, обнародовавший для общественных консультаций доклад по криптовалютам. В нем указывается на риски от распространения криптовалют для финансовой стабильности и экономической безопасности страны, а также для граждан. Центробанку возразил Минфин, предложивший криптовалюту не ограничивать, а регулировать. Возможно, это связано с тем, что «незаконнорожденное» дитя блокчейна позволяет маневрировать в случае отключения России от международных платежных систем.

Между Центробанком и Минфином разгорелась дискуссия о криптовалюте | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

В мире сейчас происходит стремительный рост рынка криптовалют. Совокупный объем их капитализации в декабре минувшего года достиг 2,3 трлн долларов, это примерно 1 % глобальных финансовых активов. Пока доля платежных транзакций, приходящаяся на криптовалюты, невелика по сравнению с традиционными платежными системами, но она растет.

Как подсчитали эксперты, криптовалюта есть уже у 12 % россиян. Кроме того, РФ находится в числе лидеров по объему мировых майнинговых мощностей (третье место — на октябрь 2021 года), сосредоточенных преимущественно на востоке страны.

ЦБ полагает, что стремительный рост рыночной стоимости крипты определяется в основном спекулятивным спросом. «Криптовалюты имеют характеристики финансовой пирамиды, поскольку рост их цены во многом поддерживается спросом со стороны вновь входящих на рынок участников», — говорится в докладе регулятора. Среди угроз от новой технологии указываются высокая волатильность курса криптовалют и риски для суверенитета денежно-кредитной политики, из‑за чего для сдерживания инфляции придется поддерживать высокий уровень ключевой ставки, что снизит доступность кредитования для граждан и бизнеса. Также ЦБ опасается, что распространение криптовалют выведет сбережения граждан за рамки российского финансового сектора и увеличит противоправную деятельность в нем, включая отмывание денег и финансирование терроризма. Кроме того, майнинг, считают в Центробанке, увеличивает расход электроэнергии, ставя под угрозу энергообеспечение в стране.

Регулятор предложил запретить внутренний оборот криптовалют и их майнинг в России, так как цифровые активы могут привести к оттоку капитала, ослаблению рубля и экономики, массовому снятию денег с депозитов в банках и полной потере инвестиций. Сейчас майнинг в РФ не легализован, но и не запрещен: рамочный закон о цифровых активах действует уже год, он запрещает использование крипты в качестве платежного средства, но позволяет инвестировать и хранить в ней.

Не исключено, что ЦБ хочет пойти по китайскому сценарию, где в прошлом году запретили майнинг и торговлю криптовалютами. Однако в КНР это привело к перемещению майнеров из страны, в том числе в Казахстан и Россию. Более того, несмотря на запрет, китайцы продолжают нелегально майнить криптовалюту и у себя в стране. А официальный Пекин активно развивает блокчейн (базу данных, которая хранит информацию обо всех транзакциях, проведенных участниками системы в виде цепочки блоков). Недавно в Китае выбраны 15 городов, включая Пекин, и 164 организации для проведения испытаний блокчейн-технологии, чтобы облегчить обмен данными и оптимизировать бизнес-процессы в различных сферах.

Пока общемирового подхода к регулированию криптовалют не сформировано, отчего во многих странах их обращение находится в «серой» зоне. Многие государства понимают неизбежность распространения новейших цифровых технологий и пытаются встроить этот процесс в свое регуляторное поле. В ряде стран уже в конце прошлого года криптовалюту можно было использовать для покупки товаров и услуг. Так, в Сальвадоре осенью 2021‑го использование биткоина было легализовано, власти закупили крупную партию цифровой валюты, сделав тем самым биткоин законным платежным средством наравне с долларом США. В самих же Штатах к криптовалютам сложное отношение, и нынешний президент намерен внести их в свой доклад о национальной безопасности. Формально криптовалюта в стране не разрешена, но и не запрещена: в 2015 году финансовый регулятор признал биткоин биржевым товаром, а каждый из штатов применяет к цифровым валютам свое законодательство.

Криптовалюта разрешена помимо Сальвадора в таких странах, как Япония, Германия, Швейцария, Сингапур, Эстония, Грузия, Белоруссия… В мире есть государства, которые жестко наказывают за нарушения ограничений использования криптовалюты, в частности, во Вьетнаме, Бангладеш или Саудовской Аравии предусмотрено даже уголовное наказание.

На территории России с 1 января минувшего года действует закон «О цифровых финансовых активах». Криптовалюта законодательно не является денежной единицей и не признается средством платежа. И судебные иски по вопросам кражи криптовалюты часто прос­то отклоняются. Недавно пресса сообщила о российской пенсионерке, у которой украли биткоины на полтора миллиона рублей. И перспектива вернуть их явно неутешительная.

Но обратимся вновь к докладу ЦБ. Интересно, что регулятор не предлагает тотальный запрет на криптовалюты: допускается, что граждане все‑таки смогут владеть цифровыми деньгами за рубежом. И можно хранить криптовалюту в качестве средства инвес­тирования. Запрет предлагается ввести на выпуск, организацию выпуска, обращение и обмен криптовалюты (в том числе и криптобиржами) на территории России.

Против такого подхода к криптовалютам выступил Минфин. Министерство предложило свою концепцию регулирования отрасли, согласно которой все операции с криптовалютой будут проходить через российские банки, а держателям токенов нужно будет пройти упрощенную или полную идентификацию и открыть электронный кошелек. В Минфине предложили в будущем разделить держателей криптовалют на квалифицированных и неквалифицированных, как и в случае с инвесторами на бирже.

Для легализации майнинга ведомство предлагает взять за образец швейцарский проект Aximetria: собирать основные личные данные клиента. Также Минфин выступает за отслеживание информации об устройстве, с которого совершаются транзакции, и данных о самих транзакциях. По мнению ведомства, регулирование криптовалют уменьшит возможности для их использования в преступных целях и увеличит доходы бюджета за счет налогов и страховых взносов от инвесторов.

Предложение Минфина не запрещать криптовалюты, а ввести регулирование этой отрасли поддержало Минцифры. «Введение любых ограничений на выпуск и обращение криптовалют приведет к тому, что индустрия блокчейн-решений внутри страны перестанет развиваться», — предупредил глава ведомства Максут Шадаев, напомнив, что блокчейн является одной из самых быстрорастущих отраслей в мире. На стороне Минфина оказались Генпрокуратура, МВД, ФНС, Росфинмониторинг, Российский фонд прямых инвес­тиций и ФСБ. Более того, почти одновременно с докладом ЦБ в России появилась «дорожная карта» по регулированию криптовалют в РФ, подписанная вице-премьером Дмитрием Чернышенко. То есть правительство намерено регулировать оборот криптовалют, а не запрещать его.

Предложения поддержали все, кроме ЦБ и главы Сбера Германа Грефа. «Легализация и регулирование будут создавать иллюзию защиты и правил игры для людей, обнадеживая их, что, если государство разрешает, значит, рисков нет», — заявили в Центробанке.

Вопрос о криптовалютах, о которых большинство россиян знают только понаслышке или вообще не в курсе, вызвал такой сильный резонанс в руководящих сферах и бизнес-кругах, что в межведомственную дискуссию вмешался президент Владимир Путин. Не занимая чью‑либо сторону, он призвал Центробанк и Минфин ­прийти к общей позиции. Глава государства отметил, что у России есть «определенные конкурентные преимущества» в сфере криптовалют, особенно в майнинге — из‑за профицита электроэнергии. Между тем после новости о намерениях ЦБ упали продажи оборудования для майнинга…

P. S. 8 февраля стало известно, что правительство РФ поддержало концепцию, которая предусмат­ривает не запрет криптовалют, а идентификацию клиентов и контроль за операторами платежей. Минфин и ЦБ должны подготовить совместный законопроект уже к 18 февраля.


#центробанк #Минфин #криптовалюта

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 25 (7108) от 11.02.2022 под заголовком «Криптовалютный джинн».


Комментарии