Место изумительной красоты: чем привлекает туристов город-порт Владивосток
Владивосток — столица Приморского края, город-порт, построенный на семи ветрах и бессчетных сопках. Здешний климат называют «умеренным муссонным», но никакой умеренности нет и в помине. Тут все безгранично и запредельно. И влажность, и солнце, и ветер. А наивысшая точка над уровнем моря — 199 метров. Сопка Орлиное Гнездо, где устроена смотровая площадка и откуда открывается вид, от которого перехватывает дыхание.
С Морского вокзала Владивостока открывается замечательная панорама бухты Золотой Рог./ФОТО АВТОРА
Лучшим временем для поездки во Владивосток считается конец лета — начало осени, когда тепло еще не ушло, а дождей мало. Если повезет, успеете даже искупаться. Но и расслабляться не стоит — ночью температура резко падает.
Город протянулся на расстояние около 30 км с юга на север и почти 10 км с запада на восток. И продолжает активно развиваться: здесь старые деревянные постройки соседствуют с современными высотками, а потрепанные дома советской эпохи — с прекрасно сохранившимися особняками в стиле модерн. Природных и архитектурных красот не счесть.
Объять необъятное за один визит не получится, но ознакомиться с центральными районами и даже одним-двумя окрестными островами вполне возможно. Среди самых очевидных достопримечательностей, мимо которых не пройдешь, даже если очень захочешь, знаменитые вантовые мосты, Русский и Золотой. Прогуляться по ним пешком не удастся, только проехать на машине (остановка запрещена). Лучше всего любоваться мощными опорами и веером струн (вант) с воды. Для этого нужно прокатиться по бухте Золотой Рог на кораблике, заодно осмотрев суда на рейде, рыбный порт, Морской вокзал и многое другое.
После прогулки самым верным решением будет отправиться к Морскому и железнодорожному вокзалам. Купить пян се (красную тележку, с которой продают этот необычный фастфуд, вы узнаете сразу) и съесть его, наслаждаясь одновременно вкусом пухлого пирожка, приготовленного на пару, запахом моря и окрестными видами. Потом стоит пройтись по Светланской улице — первой и главной во Владивостоке. До 1873 года она называлась Американской, в честь корвета «Америка», а после была переименована в память о фрегате «Светлана», на котором в город приплыл великий князь Алексей Александрович. Именно на этой улице находятся здание бывшего магазина торгового дома «Кунст и Альберс» и административный корпус той же компании, в котором скоро откроется выставочный центр «Эрмитаж — Владивосток». Оба они построены в стиле модерн и радуют глаз точно выверенными пропорциями и прихотливым декором.
Для любителей изящных искусств в этом городе — Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени Арсеньева и Приморская картинная галерея. Основой их собраний стали произведения, переданные в 1930‑х годах из крупнейших музеев страны: Эрмитажа, Третьяковской галереи и других. Экспозиции невелики, но насыщенны. В Приморской картинной галерее, к примеру, вас ждут полотна Василия Тропинина, Исаака Левитана, Марка Шагала, Василия Кандинского и других мастеров. Впрочем, петербуржцев этими именами не удивишь.
Нам, возможно, будет интереснее побывать на маяке Токаревского (он же маяк Эгершельд), который несколько лет назад был признан объектом культурного наследия Приморского края. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Владивостока — история ее начинается с 1876 года, когда на этом месте был установлен первый светящийся знак. Круглую каменную башню, которую можно увидеть и сегодня, в 1910 – 1913 годах построил на собственные средства самый богатый человек дореволюционного Владивостока — Отто Вильгельм Линдхольм. Говорят, что таким образом он воплотил в реальность свои детские мечты. Имя маяк получил по названию мыса, на котором находится. А сам мыс назван в честь полковника Корпуса корабельных инженеров Михаила Токаревского (1809 – 1858), известного как «главный строитель» крейсера «Аврора».
Со стороны полуострова Шкота отлично виден маяк Токаревского и ведущая к нему коса./ФОТО АВТОРА
В начале ХХ века для прохода к маяку, установленному на маленьком насыпном островке, был проложен деревянный мостик. Но сейчас от него остались только металлические скобы, и поэтому летом туристы идут по воде. Самые смелые — босиком. Остальные — в резиновых тапочках. В теплую погоду тут можно искупаться или перекусить в местном ресторанчике с видом на море. А задержавшись до заката, убедиться в том, что маяк до сих пор работает.
В последнее время большую популярность у гостей Владивостока завоевал и мыс Тобизина, самый южный на острове Русский — место изумительной красоты. Обрывистые скалы, море, переливающееся всеми тонами синего и зеленого, каменные плиты на дне и безграничный простор — все это очарует даже опытного путешественника. Кроме того, тут всегда есть шанс повстречать лису и, если повезет, даже устроить с ней фотосессию.
Ну а для самых сильных духом и телом — поездка на остров Рейнеке, его еще называют островом Чудаков или островом Свободы. Поговаривают, что в XVIII веке он служил базой для китайских пиратов.
Добраться туда можно только на катамаране «Москва», он отправляется от паромной переправы один или два раза в день (в зависимости от сезона). На острове расположены поселок Рейнеке и несколько туристических баз. Однако большая его часть не заселена. Тому, кто решится на это приключение, предстоит гулять по едва заметным тропам, карабкаться по скалам и купаться в Японском море. Или даже в океане, который, если верить местным жителям, несет свои волны к одному из берегов Рейнеке. К слову, имя остров получил не в честь хитрого лиса, героя сатирической поэмы Гете, а в честь вполне реального вице-адмирала, директора Гидрографического департамента Морского министерства Михаила Рейнеке, хотя здесь он никогда и не был. Забавно, что островитяне и владивостокцы часто говорят не «Рейнеке», а «Рейники», как будто это не одна часть суши, окруженная водой, а несколько. Или все‑таки одна, но сложносоставная, вмещающая в себя самые разные пейзажи и грани.
На острове можно увидеть старый маяк, похожий на печь-буржуйку. Красные скалы и пляжи, покрытые черной галькой. Узкие каменистые бухты и поляны желтых цветов. Дубовые рощи здесь соседствуют с зарослями тимьяна, а амурская липа — с монгольским дубом. На склонах сопок по весне цветут маки, а осенью у гостей есть шанс заблудиться в зарослях дикой малины и полыни. А еще здесь невероятные закаты, достойные кисти Архипа Куинджи — художника, умевшего различать несколько сотен оттенков одного цвета и передавать их на холсте. И волны, бьющиеся о скалы, взлетающие вверх и рассыпающиеся брызгами бледного хризопраза…
В лесу под неофициальным названием Кентерберийский можно отыскать Дерево желаний (на нем висят многочисленные безделушки: бусы, ракушки, ложки) и загадать что‑нибудь свое, заветное. И дерево, украшенное шапками и резиновыми тапками всевозможных расцветок. Набредете на палаточный лагерь — не стесняйтесь заглянуть на огонек. Вам непременно предложат чай и поведают пару-тройку местных легенд. А когда нагуляетесь, катамаран доставит вас во Владивосток. Это неспешное плавание — возможность полюбоваться рассветом, морем и островами архипелага Императрицы Евгении в заливе Петра Великого.
В городе вас ждут рестораны, свежайшие морепродукты, набережная Спортивной Гавани (ласково — «Набка»). Можно съездить в Стеклянную бухту, где вместо гальки — тщательно вылизанные морем осколки разноцветного стекла. Посетить Океанариум, прокатиться на фуникулере или исследовать Миллионку — старый китайский квартал, изукрашенный граффити и ставший теперь средоточием ресторанов, баров и маленьких магазинов…
Но нет, за один визит всего не успеешь. Чтобы объять очевидное и невероятное, придется вернуться во Владивосток еще не раз.
Читайте также:
Хранители земли прилузской. Семья Никулиных сохраняет самобытную культуру северных народов
Не просто солёные уши. Достопримечательности города с 300‑летней историей
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2120 (7796) от 21.11.2024 под заголовком «Место изумительной красоты».
Комментарии