Мемориальный музей-квартира Шаляпина переезжает в Москву
Еще осенью прошлого года в соцсетях появилось объявление: «Спешим сообщить, что из‑за реставрационных работ, начавшихся в доме Федора Шаляпина на улице Графтио, мы вынуждены закрыть музейную экспозицию раньше запланированного срока и начать упаковывать бесценные мемориальные предметы уже сегодня».

Музейное закулисье — редкая возможность почувствовать атмосферу мемориальной квартиры. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— В здании уже начался плановый капитальный ремонт, — рассказала Александра Петрова, заведующая Музеем-квартирой Федора Шаляпина. — Старые деревянные перекрытия менять не будут, но строителям предстоит вскрывать полы и укреплять балки. Так что оставаться здесь в это время у нас нет никакой возможности, но мы решили, что просто не имеем права лишать публику шаляпинского наследия, и экспозиция временно переезжает в Москву — в Национальный музей музыки.
Некоторые экспонаты уже стали участниками спецпроекта «Точки зрения: Федор Шаляпин» в Музее русского импрессионизма в Москве. Туда, в частности, переехал самый узнаваемый портрет Шаляпина кисти Бориса Кустодиева.
В один из последних июньских дней в мемориальном музее на улице Графтио состоялась своего рода «акция прощания». Дата была выбрана не случайно: ровно 100 лет назад, 29 июня 1922 года, Шаляпин дал бесплатный концерт для рабочих в Большом зале Филармонии, а вечером того же дня отправился на гастроли. Они были запланированы на пять лет, но в Советскую Россию он не вернулся.
Шаляпин оставил в этой квартире своего друга — секретаря Исая Дворищина. Тот надеялся на возвращение певца, но в 1927 году советская пресса обвинила Шаляпина в пособничестве белой эмиграции, его лишили сначала звания народного артиста Республики, а затем и советского гражданства. Квартира перешла государству и стала обычной коммуналкой. Дворищин смог оставить за собой две комнаты — бывшую спальню и будуар. Именно в них и удалось сохранить мемориальные предметы обстановки и архив певца…
Александра Петрова провела «прощальную» экскурсию по шаляпинской квартире, в которой, как будто век назад, чувствуется настроение отъезда. Голые стены, пустые комнаты, а та мебель и предметы интерьера, которые еще остались, укрыты защитной пленкой.

Среди участников акции были люди, которые к Шаляпину питают особое отношение. Алексей Липовецкий, поклонник творчества певца из Казани, приехал специально ради этой экскурсии.
— Я в этом музее уже в третий раз, но все равно испытываю трепет, — говорит Липовецкий. — Когда узнал в Интернете, что будет такая необычная экскурсия, да еще к тому же и в день столетия отъезда Шаляпина из России, понял, что обязательно должен побывать на ней. Сосредоточился, заказал билеты на поезд, взял за свой счет два дня на работе и рванул в Питер…
Алексей Липовецкий работает специалистом по контрольно-измерительным приборам, наследие Шаляпина — его давняя страсть. Он занимается сравнительным анализом голоса певца, записанного на старинных грампластинках и современных компакт-дисках.
— Очень увлекательное занятие, — поясняет Липовецкий. — Разные исходные записи, разный подход к реставрации… К тому же пресловутые 78 оборотов в минуту на студии грамзаписи не всегда соблюдались точно. Запись могли вести на более высокой или низкой скорости. Соответственно, при прослушивании пластинка не всегда звучала адекватно.
Можно сказать, что Липовецкий и Шаляпин — земляки. Правда, деревянного флигеля дома купца Лисицына, где родился будущий певец, уже давно нет: его разобрали на дрова еще в 1918 году. Шаляпин сфотографировался возле него шестью годами ранее, когда специально приезжал в Казань прикоснуться к местам детства и юности. Профессиональные фотографы сделали тогда около полусотни снимков, которые певец предполагал использовать для издания своей биографии…
Возвращаясь же к камерному вечеру «Сцена прощания», состоявшемуся в Музее-квартире Шаляпина, — он стал первой встречей из цикла «Когда мы в Россию вернемся…», подготовленного Театральным музеем. Театровед Екатерина Боярская рассказала о друзьях и коллегах певца, которые в разные годы оказались за пределами страны, но сохраняли в своей душе преданность родине.
— Это своего рода разговор о России вне России, — говорит Боярская. — Скитаясь по миру, они никогда не расставались с надеждой, что их творчество, их жизнь, даже страдания станут известны потомкам, что на родине узнают об их судьбе. Юный Владимир Набоков уезжал в эмиграцию с такими словами: «Ты — в сердце, Россия. Ты — цепь и подножие, ты — в ропоте крови, в смятенье мечты. И мне ли плутать в этот век бездорожия? Мне светишь по‑прежнему ты».
После ремонта музей должен открыться в 2025 году. Неизменной останется лишь мемориальная часть, а вот на первом этаже появятся две большие концертные площадки, туда же переедет со второго этажа зона приема посетителей. Вместо нее непосредственно рядом с мемориальными комнатами откроется новый экспозиционный зал, который более подробно расскажет о жизни и творчестве Шаляпина, об оперном искусстве начала ХХ века.
И самое главное: как заверили в музее, даже временный переезд не помешает достойно отметить в будущем году 150‑летие со дня рождения великого русского певца.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (7208) от 12.07.2022 под заголовком «Недолгое прощание».
Комментарии