2Vtzqv4Hz9U

Массовое потребление. Как развивается рынок пальмового масла в России?

Почти месяц наша пищевка пребывала в ступоре: Индонезия, ведущий мировой производитель пальмового масла, приостановила его экспорт. И отнюдь не из‑за антироссийских санкций. Просто сократилось производство «пальмы», выросла ее стоимость, и у индонезийцев возникли проблемы с доступом к основным продуктам питания. Информационные агентства озвучили обещание президента страны Джоко Видодо: «Я лично буду контролировать ограничения импорта, чтобы растительное масло на внутреннем рынке было в изобилии и по доступной цене». Без индонезийского пальмового масла мог остаться весь мир.

Массовое потребление. Как развивается рынок пальмового масла в России? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Еда, косметика и… бензобак

Теперь представим картину «в цифрах». Индонезия производит около 45 миллионов тонн этого масла. На экспорт идет 15 млн тонн. Россия ввозит 1 миллион 70 тысяч тонн, из которых индонезийской «пальмы» 97 %. Второй поставщик масла — Малайзия с долей, соответственно, 3 %. В денежном выражении на такие закупки Россия в прошлом году потратила 1,2 миллиарда долларов.

Кстати, она далеко не лидирующий импортер. Больше всего «пальмы» забирают Индия, Китай и Евросоюз.

Да, европейские страны давно уже подсели на пальмовое масло. Но его распределение там несколько иное, чем в России. У нас основной потребитель — пищевая промышленность, часть уходит на косметику и фармацию. В Европе до 40 % масла используется в производстве растительного топлива — биодизеля. Часть — в производстве кормов для животных и косметических товаров. Весомая доля и в пищевой промышленности, но Европа использует высококачественные сорта пальмового масла, нашей же пищевке выгоднее то, что качеством, мягко говоря, попроще.

Если оценивать потребление пальмового масла на душу населения, то самой «масляной» окажется Бельгия — 30 кило на человека в год. В Дании тоже немало — 15,4 килограмма, в Швеции — 12 кг. Россия с этой точки зрения вообще в аутсайдерах — каких‑то 5,5 килограмма на едока в год. Но в том‑то и дело, что «на едока»! Европейский расчет масла «на душу населения» включает и его использование как биотоплива. У нас же альтернативная энергетика такого бурного развития пока не получила.

Эксперты российского масложирового рынка успокаивают: наша страна полностью обеспечена отечественным сырьем. Да, это не тропические масла. Но есть подсолнечное, соевое, рапсовое. В прошлом году произвели 6,6 миллиона тонн при внутреннем потреблении 3,2 млн тонн. Больше половины ушло на экспорт.

Конечно, соглашаются пищевики, что‑то могут заменить отечественные растительные масла, но только малую часть. Отрасль десятилетиями работает с пальмовым маслом и с продук­цией, сделанной из него. Есть множество тонких технологических моментов, которые не позволяют в одночасье отказаться от привычного сырья.

Без «пальмы» не обходится производство маргаринов и так называемых легких масел (спредов), мороженого, майонезов, разного рода «творожков». В вафельных изделиях, к примеру, шоколадная, ванильная, сгущеномолочная и иже с ними прослойки щедро приправлены пальмовым маслом. Чипсы, крекеры, многие блюда быстрого приготовления — тоже «на пальме».

Не могут существовать без этого масла и предприятия фастфуда. Оно активно используется при жарке и для фритюра, при готовке картошки фри. Для многоразовых обжарок пальмовое подходит лучше остальных, потому что медленно окисляется. Неспроста «Макдоналдс» — один из крупнейших его покупателей.

Эрзац времен дефицита

Для сторонников здорового питания весть о запрете экспорта пальмового масла прозвучала как благо. Это и понятно: «пальма» стала вездесущей, а страшилки про нее — все ужаснее. Мол, и трансжиров в ней выше крыши, и не переваривается она из‑за высокой температуры плавления, оседает в организме, к тому же масло дешевое, а значит, некачественное, и вообще нам везут техническую «пальму», а не пищевую…

Последний миф, про техническую «пальму», возник не с бухты-барахты. Может быть, кому‑то история и покажется выдумкой, но источники, информированность которых не вызывает сомнения, утверждают, что это полная правда.

Еще в начале 1990‑х Малайзия предложила России пальмовое масло в обмен на истребители МиГ-29. И — наличные для чиновников, которые согласовывали сделку. Позже, поняв схему получения сверхдоходов, бизнесмены стали закупать масло огромными партиями…

А вот какое? Участники последующих сделок утверждают, что мысль о поставках технического масла для пищевых целей могла родиться только в больных головах. В действительности же российская пищевая промышленность получает продукт, отвечающий всем необходимым требованиям. Да, возможно, не тех высочайших сортов, какие закупает Европа, но вполне справляющийся со своей главной задачей: удешевление окончательного продукта.

Вообще‑то пальмовое масло в России появилось гораздо раньше 1990‑х годов. Есть такая любопытная книжица «Экспорт, импорт и концессии Союза ССР», изданная в 2016 году. В ней сообщается, что в царской России и в начале 1920‑х годов существовал импорт: копры (высушенной мякоти кокосового ореха, из которой затем извлекали кокосовое масло), непосредственно кокосового масла и пальмового масла. Конечно, еду тогда «пальмой» не бодяжили. Из масла делали свечи, мыло, косметические кремы.

Пальмовое масло упоминается в статистических обзорах внешней торговли Советского Союза начала 1960‑х годов. Так, в 1963 году в страну ввезли 2033 тонны «пальмы», в 1964‑м — 2249 тонн. В дальнейшем эти показатели только увеличивались. Со следующего десятилетия пальмовое масло прописалось в продовольственных ГОСТах.

Можно по‑обывательски утверждать, что «раньше ни про какую «пальму» знать не знали, слыхом не слыхивали». В реальности же это было не совсем так. Пальмовое масло широко применялось в процессе выработки маргаринов и так называемого комбижира (разрушим древние слухи о том, что «маргарин делали из нефти»). Даже в бренде того времени — маргарине «Сливочном» — натуральными сливками и не пахло. Тогда же «пальма» начала забираться в кондитерское, молочное производства, в том числе в детские молочные смеси.

Причина столь агрессивного вторжения на поверхности: растущий внутренний дефицит иных ингредиентов. Прежде всего натурального молочного жира.

Консенсуса ждать не стоит

Медики до сих пор ломают копья в дискуссиях о пользе/вреде пальмового масла.

Конечно, объясняя необходимость его использования в продуктах повседневного спроса, можно пытаться развенчивать мифы о его вредности. Что с переменным успехом и делают производители, привлекая на свою сторону звезд медицинского шоу-бизнеса. Последние с пеной у рта утверждают, что не только полезно, а просто божественно — вкушать, например, йогурты с легким содержанием «пальмы».

Про за и против написаны целые трактаты. Едоку-обывателю трудно принять ту или иную сторону. Мечется между.

Вот один аргумент, успокоительный. Как и любой жир, пальмовое масло может привести к проблемам со здоровьем в случае его переизбытка в рационе. Но это не единственный продукт с подобными свойствами. Вредные глицидиловые эфиры, выделяемые при нагреве масла, появляются в любом жире при температуре 200 градусов. К той же группе канцерогенности относится красное мясо — говядина, свинина, баранина.

Вот другой аргумент, пугающий. Попадая в желудок, пальмовое масло остается пластичной липкой массой вроде пластилина, прилипая к поверхности органов пищеварительного тракта. Оседает на стенках кишечника, холестериновыми бляшками на стенках сосудов. Нарушая обмен веществ, ведет к диабету, ожирению, проблемам с сердцем, вызывает аллергии, провоцирует онкологию.

Еще один аргумент, для кого‑то — оптимистичный. Содержащиеся в «пальме» вещества положительно влияют на здоровье головного мозга. В подтверждение приводятся итоги одного научного эксперимента. 120 граждан старшего возраста разделили на две подгруппы. Первая получала компоненты пальмового масла, а вторая — плацебо. В итоге оказалось, что у людей первой группы реже наблюдались поражения головного мозга. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что пальмовое масло защищает от возрастного ухудшения памяти.

Печаль в том, что у каждого из этих аргументов найдутся оппоненты. А у этих оппонентов — другие оппоненты. И так до бесконечности… Пальмовое масло — чуть ли не единственный продукт, в спорах о пользе/вреде которого еще долго не будет достигнуто консенсуса.

Но какими бы жаркими ни были дискуссии, факт остается фактом: пальмовое масло прочно обосновалось на российском продовольственном рынке. И нашему массовому потребителю никуда от этого не деться. Принимаем как данность.

…А пищевку нашу отпустило — из ступора она вышла. Запрет на экспорт своего пальмового масла Индонезия сняла.


#рынок #развитие #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 95 (7178) от 30.05.2022 под заголовком «Пальма холодного отжима».


Комментарии