Магия музейной свадьбы: как в Ленобласти регистрируют брак в усадьбах и крепостях
Все чаще в последнее время молодожены предпочитают регистрировать брак не в загсе, а в необычных атмосферных местах, чтобы придать романтики этому торжественному событию. С учетом этой тенденции Музейное агентство Ленинградской области разработало проект «Магия музейной свадьбы» по организации выездных церемоний бракосочетания на площадках музеев. В нынешнем году для этого были выбраны две экспериментальные пилотные площадки: музей-усадьба «Приютино» и Музей-усадьба Н. А. Римского-Корсакова. В 2026‑м официально зарегистрировать брак можно будет уже в десяти областных музеях.
ФОТО АВТОР
Заглянули в XIX век
Музеи, уже задействованные в проекте, расположены в разных районах 47‑го региона, и каждый из них обладает уникальным колоритом и направленностью. В сохранившейся до наших дней усадьбе первой половины XIX века «Приютино», что во Всеволожском районе, уже в первые два месяца было заключено восемь браков, как сообщила заместитель директора Музейного агентства Ленинградской области по развитию музеев Анна Невинская. Причем одной из первых здесь сочеталась браком ее коллега, сотрудница агентства. «Лето. Хорошая погода. Прекрасный парк с красивой историей… В эту естественную атмосферу гармонично вписалось профессиональное оформление и чудесное музыкальное сопровождение. Нам подарили белых голубей, которых мы отпустили в небо, загадав желание. Очень приятно осознавать, что ощущение причастности к возвышенному XIX веку, которое для нас создали в тот день, будет сопровождать мою семью не только на фотографиях, которые тоже получились необыкновенными, но и в воспоминаниях», — поделилась своими впечатлениями Дарья Нейман.
Не менее атмосферной свадьба получится на территории Музея-усадьбы Н. К. Рериха в деревне Извара Волосовского района. На протяжении XVIII — второй половины XIX века Извара принадлежала представителям русской аристократии — Шереметевым, Салтыковым, Трубецким. В 1872 году эта старинная русская усадьба была приобретена отцом знаменитого русского художника Николая Рериха, который считал эту живописную территорию своим «местом силы». «Русская усадьба символизирует сохранение семейных ценностей и традиций, поэтому она как нельзя лучше подходит для того, чтобы стать местом для создания семьи, — уверен заведующий Музеем-усадьбой Н. К. Рериха Кирилл Жаданов. — Кроме того, в нашем музейном пространстве очень много локаций, которые идеально подходят для свадебных фотосессий. Это и сам усадебный дом с его ажурной верандой, на которой проходили все знаковые события в семье Рерихов. И розарий, восстановленный по описаниям художника. И живописный берег родникового Изварского озера, над которым склонились невероятной красоты ивы — там можно поставить свадебную арку и шатер».
Баня под лошадиное ржание
Несмотря на то что Кингисеппский историко-краеведческий музей не усадебный комплекс с красивыми дворянскими интерьерами, его историко-краеведческая направленность и богатые экспозиционные залы, рассказывающие историю города, гармонично вписались в свадебную тематику проекта. А с учетом того, что сегодня в моде возвращение к своим истокам, музей выгодно выделяется оригинальной спецификой — сохранение и популяризация истории, культуры и традиций проживающего в этих местах коренного населения. Пакет свадебных услуг, который предлагает музей, помимо торжественной церемонии бракосочетания и фотосессии в интерьерах музея, включает тематическую интерактивную экскурсию, посвященную свадебным традициям народов водь и ижора.
«Раньше свадьба считалась точкой перехода на новый этап жизни, которая определяла дальнейшую судьбу человека на много лет вперед. В этот момент виновники торжества становились очень уязвимыми для воздействия злых сил. Считалось, что если на свадьбе сделаешь что‑то не так: не то скажешь, не там сядешь, кого‑то подарком обидишь, то и вся жизнь сложится не так, — объясняет научный сотрудник Кингисеппского историко-краеведческого музея Кристина Мадиссон. — Чтобы защититься от этого, нужно было строго соблюсти необходимые обряды, которые сохранились вплоть до середины XX века». Тематическая экспозиция действительно очень познавательная. Например, в музейных витринах представлены праздничные обрядовые полотенца с охранительной вышивкой. В них заворачивали каравай. За край такого полотенца невеста держалась, когда жених выводил за собой ее из отчего дома. Часто на полотенцах вышивался образ праматери — женская фигура с поднятыми руками. Если в доме кто‑то заболевал, его накрывали таким полотенцем и болезнь отступала, как будто эти «бабы» болезнь руками отгоняли.
Еще один интересный экспонат — свадебная ижорская кукла. Считалось, что невеста на свадьбе самая уязвимая перед злом, поэтому ее всячески пытались спрятать и даже оплакивали, как будто она умерла. Один из вариантов сокрытия невесты — свадебная обрядовая кукла. Ее делали как точную копию невесты, тщательно расшивали наряд и даже вышивали лицо (обычным обрядовым куклам лицо делать не принято). Во время торжества эта кукла была на виду, собирая все зло, адресованное невесте. После свадьбы ее сжигали.

ФОТО АВТОРА
В ходе ознакомительной экскурсии Кристина Дмитриевна поделилась некоторыми интересными обрядами, которые можно использовать и в наше время, пусть даже в шутливой форме. Один из них — предсвадебное ритуальное омовение молодых, когда жених и невеста парились в бане. Невеста шла в баню с подружками, они брали с собой пиво и специальный обрядовый хлеб. Этот хлеб нужно было отламывать маленькими кусочками и есть, издавая при этом… лошадиное ржание.
Фотосессия в шлеме и с зонтиком
«В проекте «Магия музейной свадьбы» мы участвуем на экспериментальной основе, тем не менее опыт в этом деле у нас есть. В 1990‑е годы, когда городской загс находился на ремонте, церемонии бракосочетаний проходили в музее, — рассказала заведующая Кингисеппским историко-краеведческим музеем Ирина Грекова. — Здесь состоялась торжественная регистрация и действующего губернатора Ленобласти Александра Дрозденко. Эта семейная пара может служить примером крепкой супружеской жизни».
Здание музея тоже не простое. Это объект культурного наследия регионального значения, памятник архитектуры начала XX века. В нем размещалось среднее учебное заведение — Ямбургское коммерческое училище. Дом окружает историческая застройка бывшего старого Ямбурга, городище средневековой крепости Ям и живописный Летний сад, где традиционно проходят свадебные фотосессии. Этой осенью в Летнем саду начался первый этап комплексного благоустройства, так что к лету 2026 года там будет красивый благоустроенный парк.
«Мы провели партнерские встречи с коллегами из Кингисеппского загса, они своим профессиональным взглядом определили локации, которые подходят для торжественной регистрации, интерьерные зоны для фотосессий, — отметила Ирина Грекова. — В экспозиционном зале «От средневековой крепости Ям до уездного города Ямбурга. XIV — начало XX века» представлена интерактивная зона в виде фрагмента входа в каменную крепость с двумя рыцарями. Желающие сфотографироваться в средневековом антураже могут воспользоваться тематическими аксессуарами — надеть шлем, взять в руки щит и меч. Еще одна точка — стилизованный фотосалон, которых в старом Ямбурге было много. Два старинных кресла, стол, кружевной зонтик и перчатки… По желанию эту зону можно оформить фотокомпозициями из семейного архива новобрачных. А в зале «Между двумя мировыми войнами. 1914 – 1939 годы» оформлена фотозона на пограничном переходе. Фото в этом месте очень символично, ведь вступление в брак — это тоже своеобразный переход из одного этапа жизни в другой».
Тем, кто интересуется историей и культурой своего народа, наверняка понравится идея зарегистрировать брак в «Домике няни Пушкина» в Кобрине или в Тосненском историко-краеведческом музее. А бракосочетание в музее «Дом станционного смотрителя» в деревне Выра Гатчинского района можно дополнить венчанием при свечах в деревянной придорожной часовне чудотворцев Космы и Дамиана. Первая часовня появилась на этом месте еще в 1892 году, в 1947‑м ее разобрали, а в 1980‑е годы, уже после открытия музея, восстановили по сохранившимся фотографиям. В свадебной фотосессии можно использовать музейные экспонаты — фаэтон и сани XIX века.
И серебряная, и золотая…
Для нашего региона выездные торжественные церемонии государственной регистрации браков — довольно новая свадебная традиция, которая зародилась после того, как местные власти поставили задачу проводить до 30 процентов всех регистраций на территории Ленобласти на выездных площадках (не только музейных). Первые такие были запущены в 2024 году на территории Выборгского замка и природного музея-заповедника «Парк «Монрепо». Специалисты областного управления записи актов гражданского состояния совместно с руководителями муниципальных образований региона провели большую работу, ее результатом стало утверждение на территории Ленобласти 25 выездных площадок для регистрации брака (семь из них круглогодичные, остальные работают с мая по октябрь).
В итоге в уходящем 2025 году 7 процентов от общего количества браков, зарегистрированных на территории региона, были с выездными регистрациями. И это не окончательный результат, особенно с учетом того, что в этом году в десяти районах области можно будет оформить брак 31 декабря. На эту дату уже подано пятьдесят заявлений (большинство — в Кировском районе). В последний день года будут задействованы такие выездные площадки, как Колонный зал в Сланцах и зал «Ризалит» в Гатчине.
Идея выездных свадебных церемоний сработала, поскольку ее оценили не только молодожены, но и супружеские пары со стажем, которые стали таким образом праздновать серебряные и золотые свадьбы.
Все более востребованной эта услуга становится и в других регионах, в том числе в Петербурге и Москве, в Московской, Новгородской, Псковской и Оренбургской областях, в Краснодарском и Приморском краях.
Подать заявление о регистрации брака на выездных площадках можно, обратившись в отделы загс по районам Ленинградской области. Все происходит на безвозмездной основе, взимается лишь государственная пошлина за регистрацию брака, она составляет 350 рублей. Церемонию регистрации брака с выдачей свидетельства о браке на выездных церемониях проводят сотрудники областных отделов загс.

Читайте также:
Креатив возможностей. В Реестре творческих индустрий Ленобласти значатся 76 субъектов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (8057) от 16.12.2025 под заголовком «В музей на свадьбу».





Комментарии