Ловись, рыбка, и мала, и велика! Производство аквакультуры в России заметно выросло

Производство аквакультуры в России за последние десять лет уверенно росло. Пик пришелся на 2023 год, когда было произведено 402 тысячи тонн продукции. Для сравнения: в 2013 году показатели находились на уровне 186 тысяч тонн. Специалисты считают, что отечественные производители в ближайшее время еще больше будут наращивать свои мощности — растет спрос внутри страны, расширяются и экспортные перспективы.

Ловись, рыбка, и мала, и велика! Производство аквакультуры в России заметно выросло | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

О том, что ситуация в рыбном хозяйстве страны за последние десять лет существенно улучшилась, говорят цифры. Так, по данным Росрыболовства, оборот предприятий рыбной отрасли в 2024 году достиг рекордных 1,1 триллиона рублей, прибыль — 173 миллиарда рублей. В то время как в 2014 году эти показатели составляли 170 миллиардов рублей и 27 миллиардов рублей, соответственно. Устойчивый рост связан сразу с несколькими факторами.

В 2016 году была запущена ­программа инвестиционных квот, которая дала предприятиям отрасли право на вылов определенных объемов водных биоресурсов на срок до 15 лет при условии инвестиций в развитие. Кроме того, механизм инвестиционных квот придал импульс развитию перерабатывающих мощностей и рыболовецкого судостроения. С 2016 года уже построено 40 рыболовных судов и 27 рыбоперерабатывающих заводов. Кроме того, для отрасли предусмотрены меры налогового стимулирования и гос­поддержки — в частности, возобновлена программа льготного кредитования для производителей аквакультур.

«Привлечение в отрасль инвес­тиций, а также заинтересованность государства в развитии производства аквакультуры не заставило себя ждать, — отмечает доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Ольга Борисова. — Все это повлияло на рост производства, повышение доступности рыбной продукции для потребителя и повышение спроса на отечественную продукцию как внутри страны, так и за ее пределами».

Вместе с ростом производства увеличивается и объем потреб­ления рыбы в стране. Согласно оценкам Рыбного союза, по итогам прошлого года потребление рыбы составило 22,7 килограмма на человека. Это на 18 процентов больше, чем в 2022 году. Россияне отдают предпочтение скумбрии, сельди, а также видам красной рыбы. Однако по сравнению с другими источниками белка рыба находится в аутсайдерах. Для сравнения: 62 процента россиян регулярно употребляют птицу, 27 процентов — мясо и только 11 процентов — рыбу. А согласно опросу Россельхозбанка, большинство россиян (38 процентов) едят рыбу реже одного раза в месяц, 32 процента — 1 – 3 раза в месяц, 15 процентов — еженедельно, 5 — каждый день и 10 процентов не едят рыбу вообще. Эксперты уверены, что россияне могли бы есть рыбу чаще и больше. Для этого необходимо грамотно использовать маркетинговые инструменты и работать с крупными торговыми сетями.

«Современные потребители все больше ценят сочетание пользы и удобства — они выбирают качественные продукты, не требующие длительного приготовления, — говорит руководитель объединенной пресс-службы Росрыболовства Дмитрий Клоков. — Рыба полностью соответствует этим запросам, являясь не просто альтернативой другим видам белка, а важным элементом здорового питания. Медики рекомендуют включать в рацион рыбу не менее двух раз в неделю. Для дальнейшего наращивания производства важно в первую очередь способствовать повышению спроса, расширяя ассортимент, и предлагать интересные форматы рынку».

Производству более доступных и удобных для конечного потребителя форматов продукции (филе и полуфабрикатов) могут поспособствовать современные технологии. Они сейчас активно приходят в отрасль, оптимизируя многие процессы. Например, интеллектуальные системы кормления, позволяющие точно распределять корм, или автоматические линии сортировки, распознающие размер, вес и состояние рыбы. Используются цифровые платформы для мониторинга окружающей среды, управления кормлением и оптимизации процессов. Все это повышает качество продукции, а также снижает себестоимость.

Помимо роста спроса на внут­реннем рынке эксперты считают, что у России есть потенциал и для наращивания экспорта. Сейчас доля рыбной отрасли в российском аграрном экспорте составляет более 12 процентов от всех поставок. По прогнозам федерального центра «Агроэкспорт», объем экспорта рыбной продукции по итогам 2025 года должен превысить 6 миллиардов долларов. Только с начала года, по данным Минсельхоза России, объем поставок за рубеж в денежном выражении увеличился более чем на 17 процентов, в физическом — на 5 процентов.

«Росту экспорта способствует конкурентная цена отечественной рыбной продукции, ее высокое качество и удобная логистика, — считает доцент кафедры пищевых технологий и биоинженерии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Елена Мясникова. — Рыбу и рыбную продукцию Россия экспортирует примерно в 90 стран мира».

Читайте также:

Укрощение строптивых. Как развивается рынок радужной форели в России?

Крупные агрохолдинги спасли сельское хозяйство России от экономической «чёрной дыры» в 1990‑х годах


#Росрыболовство #аквакультура #рынок

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (7980) от 28.08.2025 под заголовком «Ловись, рыбка, и мала, и велика!».


Комментарии