Лики города. Чем интересна Кострома?
В этом прекрасном волжском городе я впервые побывал в 2013 году. И вот приехал снова, уже минувшей осенью. Как и в прошлый раз, на круизном теплоходе. Но, когда из туманного марева выплыла стоящая на высоком берегу великолепная колокольня, до удивления напоминающая бессмертное творение Саввы Чевакинского у нашего Никольского собора, начал от удивления тереть глаза. Ну не было на этом месте ничего, я точно помню! Подходим поближе — и здесь уже чистый сюр: напротив колокольни стоит памятник Ленину, кажущийся рядом с ней абсолютно крошечным. И вождь привычным жестом выбрасывает руку прямо в направлении бело-голубого чуда…
Сыр — один из главных брендов костромской земли. / Фото автора
Снова звонит колокол
Роскошный пьедестал, на котором ныне стоит Ильич, предназначался для грандиозного памятника, заложенного во время празднования 300‑летия династии Романовых.
В его торжественной закладке 20 мая 1913 года принимали участие Николай II и члены императорской семьи. Предполагалось, что памятник будет включать в себя 28 скульптур. Но отлить успели только двадцать, а установить — и вовсе лишь две. После революции их отправили на переплавку, разобрали верхнюю часть памятника и… водрузили туда бетонного Ленина.
Ильич продержался на романовском пьедестале чуть более полувека — с 1928‑го по 1982 год. Но бетон начал трескаться — от вождя пролетариата реально могли отвалиться некоторые части тела. И его заменили на бронзового, который благополучно и дожил до наших дней.
Здесь, на высоком волжском берегу, с начала XV века находился Костромской кремль. Поначалу он был деревянным. Первое каменное здание — Успенский собор — появилось лишь спустя сто лет: в начале правления Ивана Грозного. Здесь хранилась священная Феодоровская икона Божией Матери, по преданию, ею был благословлен на царство основоположник последней российской правящей династии Михаил Романов. А архитектурной доминантой кремля стала 64‑метровая колокольня Богоявленского собора, построенная в 1791 году местным архитектором-самоучкой Степаном Воротиловым в стиле позднего барокко. Но в 1934 году все это великолепие было взорвано, а на месте храмового комплекса возник Центральный парк культуры и отдыха.
Фото автора
19 июля 2015 года во время посещения Костромы Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был установлен и освящeн закладной камень в основание Успенского собора. По окончании молебного пения предстоятель выступил со словами: «На месте, где мы стоим, некогда был центр города, здесь находился кремль — сердце Костромы. Трудно представить, чем нужно было руководствоваться, чтобы уничтожить это место и тем самым нанести глубокую рану городу, его истории, духовному состоянию народа».
Восстановление храмового комплекса, однако, начали с Богоявленского собора и его знаменитой колокольни. В августе 2016 года началось бетонирование ее основания, в марте 2018‑го из Тутаева привезли 18 колоколов. В том числе и самый большой в России — «Соборный» — весом 16 тонн. А 13 августа 2019 года на купол колокольни был поднят крест. На этом пока дело притормозилось. Вокруг восстановленного храма — строительная площадка, со стен еще не сняты леса, а внутренняя отделка только начинается.
Сусанин встает с колен
Центральную площадь своего города костромичи ласково именуют «сковородкой». Изначально она именовалась Екатеринославской — в честь Екатерины II. Главная ось городской планировки, проходящая перпендикулярно набережной Волги, — Павловская улица — названа по имени сына императрицы Павла I. А ещe четыре улицы-луча получили имена в честь внуков и внучек императрицы — Александровская, Константиновская, Мариинская и Еленинская.
В 1835 году указом Николая I площадь переименована в Сусанинскую — в честь народного героя, ценой своей жизни спасшего молодого русского царя от поляков. А в марте 1851 года здесь был торжественно открыт памятник спасителю и спасенному работы известного скульптора Василия Демут-Малиновского. Разумеется, иерархия была соблюдена — бюст Михаила Федоровича венчал шестиметровую гранитную колонну, у ее подножия коленопреклоненный крестьянин Иван Сусанин, рядом с ним в виде свитков две грамоты, жалованные его потомству.
Надо ли говорить, что большевикам такой памятник не понравился, и уже накануне первой годовщины октябрьского переворота бюст царя и скульптура Сусанина, сделанные из меди, были отправлены на переплавку. Тогда же Сусанинскую площадь переименовали в площадь Революции. А в 1934 году свалили и колонну, закопав ее тут же в сквере. Однако время шло, страсти по борьбе с проклятым царизмом улеглись, и стране потребовались народные герои. Тогда и вспомнили героического крестьянина, но спасавшего уже не царя, а родную землю.
Проект нового памятника создал молодой скульптор Никита Лавинский еще в 1952 году. Были начаты строительные работы на самом краю «сковородки» — над съездом к Волге, на месте часовни Александра Невского, сооружeнной в начале 1880‑х годов в память об Александре II и тоже разрушенной большевиками. Однако руководство страны, видно, что‑то сильно смущало — работы были приостановлены, и величественная фигура украсила город лишь через пятнадцать лет после создания ее проекта. Площадь же вернула историческое название только в 1992‑м.
Фото автора
Сегодня она представляет собой огромный с геометрически расчерченными дорожками сквер. По его сторонам — несколько «знаковых» городских объектов, построенных в характерном для конца XVIII — начала XIX века классическом стиле. Пожарная каланча с примыкающей к ней гауптвахтой. Дом генерала Борщова. И, наконец, торговые ряды — гигантский комплекс, занимающий несколько кварталов. К счастью, эту «классику» время пощадило. Видимо, строить социализм она не мешала.
Родная душа
Улица Симановского — один из «лучей», отходящих от Сусанинской площади. Раньше она называлась Богоявленской — в честь расположенного на ней Богоявленско-Анастасиина монастыря. Основанный в XVI веке, он пережил трудную судьбу. Его иноков вместе с игуменом казнил Иван Грозный, обиженный на то, что они устроили теплую встречу его лютому врагу Владимиру Старицкому. Потом обитель захватили и разграбили поляки. Свой «вклад» внесли и большевики — монастырь закрыли, большую часть его строений разрушили, а в Богоявленском соборе разместили областной архив. В 1982 году там произошел пожар, уничтоживший остатки фресок собора XVII века.
Возродился монастырь лишь в 1990-м. 17 августа 1991 года Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии Русской православной церкви. Именно здесь хранится сегодня главная святыня Костромы — Феодоровская икона Божией Матери.
А прямо напротив сверкающих белизной монастырских стен — резиденция Снегурочки, один из главных туристических брендов сегодняшней Костромы. Говорят, сказочной красавице оказаться здесь помог великий драматург Александр Островский: свою одноименную пьесу он писал на костромской земле в имении Щелыково.
Неподалеку, на той же улице, над дверью деревянного дома с ажурной резьбой неожиданная вывеска — «Выставка-продажа. Уголок Англии в Костроме». Зашел — и узнал историю любви. Местная жительница по имени Ольга уехала в Москву и стала там успешной бизнесвумен. Вышла замуж, родила двоих детей, а потом развелась. Сердобольная подруга выложила ее фотографию на сайте знакомств. Так в жизни Ольги появился англичанин Алан — вдовец с тремя детьми. Мужик самый простой, водитель скорой помощи. Но оказалось — родная душа.
Ольга бросила свой бизнес и уехала к нему в Англию, где у нее появилось увлечение — местные куклы. Она скупала их на рынках и распродажах, у тамошних умельцев-мастеров. Собралась большая коллекция, и супруги решили ею поделиться с россиянами. И именно на малой родине Ольги, в Костроме. И вот теперь здесь, на древней русской земле — кусочек чужой и, увы, сегодня не очень дружественной нам страны. Но уголок этот согрет любовью — супруги вместе уже 14 лет и не думают расставаться. Не знак ли это нам всем, что любовь все равно победит?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7155) от 21.04.2022 под заголовком «Лики Костромы».
Комментарии